КРАСНОЯРСК, 24 янв — РИА Новости, Марат Винский. Шестьдесят лет назад, в 1954 году в Красноярск прибыли теплоходы, построенные в ГДР, — "Чкалов", "Матросов", "Байкал", "Балхаш". Это были первые комфортабельные пассажирские суда на Енисее. Сегодня успешные корабелы Енисея не мыслят о больших кораблях, при этом растет спрос на малые формы — катера для отдыха и рыбалки.
Все новости региона читайте на РИА Новости Красноярск >>
Мелко сидим
В 1950-1970 годах в Красноярске выпустили более тысячи рефрижераторов, сухогрузов и понтонов. Теперь новых самоходных судов в регионе почти не создается. Летом 2014 года планируется закончить работу всего над одним новым паромом "Анатолий Чмыхало".
Современные потребности тех, кто ходит по Енисею, сейчас немного иные. Наиболее востребованным транспортным средством оказался катер для малой воды с водометным движителем. Когда-то такие суденышки мужики самостоятельно мастерили в гаражах для рыбалки.
Флот из гаража
Сейчас в регионе насчитывается несколько относительно крупных компаний, которые занимаются производством таких катеров, большинство из них вышли именно из гаражей. Представитель одной из них Андрей Куликов рассказывает, что начиналось все с того, что решили собрать лодку для рыбалки — для себя.
Собрали, получилось. Люди начали интересоваться техникой. Так постепенно появилась верфь малого судостроения. Сейчас здесь собирают по 20-30 катеров в год. Минимальная стоимость каждого такого аппарата — от миллиона рублей.
Для тех, у кого все есть
Куликов так характеризует свою целевую аудиторию — покупателей катеров: "Это для тех, у кого уже все есть". Есть машины, бизнес и мечта забраться туда, где сотовый не ловит, много рыбы и очень сложно добраться. Идеальным инструментом для этого является катер с водометом.
Удовольствие это действительно не из дешевых. И дело не только в цене самой техники. Дорога сама эксплуатация. За километр американский водомет, который устанавливается на красноярские катера, съедает литр бензина марки АИ-92. Потому в поход приходится брать очень много топлива.
Снизить стоимость конечного продукта, конечно, было бы можно, если использовать отечественные комплектующие. Однако в том-то и дело, что их нет. Даже алюминий — и тот из-за рубежа, хотя вроде бы у нас под боком крупнейшие алюминиевые заводы. Но наш выглядит не так и не гнется как нужно.
"Американцы занимаются этим не один десяток лет, потому у них уже все есть. Собственно, задумка водометных катеров пришла именно из Штатов", — рассказывает Куликов.
Впрочем, те же моторы наши красноярцы уже знают лучше самих создателей. "Когда выезжаем за получением сертификата, то получается, что не наших учат, а мы их", — смеется Куликов.
Хотя найти действительно стоящего специалиста в городе — это целая история. В компании чуть ли не гоняются за сварщиками-аргонщиками. Это штучный товар. Каждый такой специалист обыкновенно сидит на своем месте и "никуда не дергается". Так что приходится переманивать, следить за рынком.
Без конкуренции
Переходить на производство больших судов тут тоже не собираются. "Большой флот сейчас не нужен Енисею", — рассказывает Куликов. По крайней мере, новый. Тем более, сравниться с производствами в европейской части России, особенно в Питере, Красноярск пока не может. Там судостроение развито в большей степени.
Так что если уж большие новые корабли когда-нибудь и появятся на Енисее, то они будут, скорее всего, изготовлены корабелами других регионов.