"Голландскому Полу Ньюману", как Хауэра за его пронзительно-голубые глаза и впечатляющие актерские способности окрестила пресса, сегодня исполняется 70 лет. На просторах нашей родины Рутгер Хауэр известен, в первую очередь, своими ролями в боевиках, скажем так, "класса B", на родине в Нидерландах он — достояние национального кинематографа и некогда главный секс-символ, ну а на холмах Голливуда Хауэр — характерный актер, уделяющий все больше времени съемкам в независимом кино.
1. "Турецкие наслаждения", 1973 год
Более точное название — "Турецкие сладости", первый опыт сотрудничества Хауэра с режиссером Полом Верховеном. Лента рассказывала историю становления молодого художника, скульптора и бунтаря Эрика Вонка как личности, глубокой и сопереживающей (как бы пафосно это ни звучало). История эгоистичного богемного юноши, который трогательно заботится о прикованной к постели бывшей жене, была выдвинута на "Оскар" как "Лучший зарубежный фильм". Она же дала старт международной славе Верховена. В Голландии "Турецкие сладости", согласно статистике, посмотрел каждый четвертый житель — неудивительно, что 26 лет спустя, несмотря на обилие действительно откровенных сцен, картину признали лучшим национальным кино за всю историю нидерландского кинематографа.

Ну а Рутгер Хауэр раз и навсегда обрел статус секс-символа, хотя: "Я не знаю, что такое "сексапильность". Я знаю, что у меня голубые глаза и на Горбуна из Нотр-Дама я не похож, но всей этой суеты вокруг я не понимаю", — признавался он.
2. "Бегущий по лезвию", 1982 год
Голливудским дебютом и билетом в "большое кино" для 38-летнего Хауэра стало участие в ленте Ридли Скотта "Бегущий по лезвию". Экранизация романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" с Харрисоном Фордом в роли отставного детектива Декарда, ныне охотника за человекоподобными киборгами, и Рутгером Хауэром в роли предводителя этих самых киборгов-репликантов была довольно прохладно встречена критиками и массовым зрителем, однако спустя 10 лет приобрела статус культовой картины в жанре фантастики.

Говорят, когда Филип Дик посмотрел фильм, он воскликнул, что именно так все себе и представлял. Правда, сам Ридли Скотт так и не прочитал книгу Дика и создавал визуальную стилистику фильма на основе собственных антиутопических представлений о мрачном будущем.
О пяти главных романах фантаста Филипа Дика читайте в обзоре проекта Weekend >>

Что же до Рутгера Хауэра, он неизменно называет работу в "Бегущем по лезвию" одним из самых ценных опытов в своей карьере: "Это был первый случай такого взаимопонимания с режиссером — я не просто следовал указаниям, а буквально чувствовал, что именно он хочет увидеть. Это стало нашим обоюдным творчеством — образ, воплощение, концепция. В то время что я вообще знал об этом бизнесе? Я только начинал свой путь в Голливуде. На моем счету был опыт в "Ночных ястребах", который дался очень тяжело, своей бюрократией те съемки задушили меня. Мне же была важна определенная свобода в работе — именно ее мне дал "Бегущий по лезвию".
Примечательно, что на заре голливудской карьеры Рутгеру Хауэру настойчиво предлагали сменить имя на более благозвучное для американского уха — актер отказался, сославшись на то, что особый успех в США ему все равно не светит. Пессимистичные прогнозы не оправдались — впрочем, как и опасения по поводу "сложного" имени.
3. "Плоть + кровь", 1985 год
С момента "Турецких наслаждений" в 1973 году Пол Верховен успел снять своего протеже Хауэра — актера, который "выражает светлую сторону естества" — в картинах "Кити-вертихвостка", "Оранжевый солдат" и "Лихачи" ("Заводные"). Следующая совместная лента — "Плоть и кровь" — стала первым англоязычным фильмом Верховена. Лента с Рутгером Хауэром и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях в довольно вольной манере излагала фрагмент истории позднего Средневековья — в настолько вольной, что была "забанена" цензурой в Великобритании и США, где собрала в прокате жалкие 100 тысяч долларов. Лента о кровопролитном 16 веке с его крупными войнами, мелкими схватками и свирепствовавшей чумой снималась "на натуре" в Испании и, в конечном итоге, обошлась создателям почти в $6,5 миллиона.
О самых крупных "ляпах" в исторических фильмах читайте в статье проекта Weekend "Уроки истории по-голливудски" >>

Несмотря на очевидный кассовый провал и отдельные критические отзывы из-за чересчур фантазийного переосмысления истории, большие голливудские боссы доверили режиссеру Полу Верховену съемки крупнобюджетного блокбастера "Робокоп". Картина 1987 года стала успешной в прокате и породила сиквелы, однако заслуги Рутгера Хауэра в этом не было — первоначально ему предназначалась главная роль, но буквально накануне съемок актер и режиссер поссорились на почве "творческих разногласий" (конкретные причины не разглашаются) и разорвали деловые отношения.
4. "Леди-ястреб", 1985 год
Средневековье, но уже не в столь мрачном ракурсе, предстало и в романтичном фильме Ричарда Доннера "Леди-ястреб", основанном на европейской легенде 13 века о заклятии злого колдуна, который обрек двух влюбленных "всегда быть рядом и никогда не быть вместе". Хауэр сыграл рыцаря Этьена Наваррского — оборотня, с заходом солнца превращающегося в волка, — а его возлюбленную, вынужденную коротать световой день в обличье ястреба, сыграла 27-летняя Мишель Пфайффер.
Посмотрите фотоленту: "Женщина-кошка" Мишель Пфайффер >>

Примечательно, что изначально режиссер Доннер хотел отдать Хауэру второстепенную роль "плохого парня", капитана гвардии, а в качестве рыцаря Наваррского видел более молодого и смазливого Курта Рассела. На удачу, занятый в другом проекте актер отказался, и Рутгеру Хауэру наконец досталась положительная роль. Впрочем, артист признавался в глубоком безразличии к морально-этическим качествам своих героев: "Плохой парень" или парень хороший — неважно. Главное — играть персонаж, в котором есть какая-то магия". Это оказалось весьма кстати, когда Хауэру предложили следующую роль — серийного убийцы Джона Райдера в триллере "Попутчик" 1986 года.

5. "Побег из Собибора", 1987 год
Реально существовавший на территории Польши гитлеровский "лагерь смерти" Собибор был закрыт по личному распоряжению рейхсфюрера СС Гиммлера после того, как 14 октября 1943 года в нем произошел самый массовый в истории концлагерей побег заключенных. Организатором этого единственного успешного восстания пленных выступил советский лейтенант Александр Печерский — именно его и сыграл Рутгер Хауэр в телефильме "Побег из Собибора".

Согласно "плану Печерского", заключенные должны были поодиночке ликвидировать нацистский персонал, затем захватить оружейный склад, перебить охрану и вырваться на свободу. План удался лишь частично — восставшие смогли убить 12 эсэсовцев из персонала лагеря и 38 охранников-коллаборационистов, но завладеть складом не удалось. Охрана открыла огонь, и заключенные были вынуждены бежать в лес через минные поля. Из почти 550 пленных 130 не приняли участия в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге, еще 170 были пойманы немцами в ходе широкомасштабных поисковых операций.
На момент выхода фильма, который принес Рутгеру Хауэру престижную кинонаграду "Золотой глобус", прототип героя 78-летний Александр Печерский жил в Ростове-на-Дону.
6. "Слепая ярость", 1989 год
Один из самых известных среди российского массового зрителя фильмов с Рутгером Хауэром — боевик "Слепая ярость". Все, что нужно знать о главном герое — слепом ветеране Вьетнама Нике Паркере — по сути, изложено в зазывном слогане ленты: "Он, может, и слепой, но собака-поводырь ему не нужна!" И действительно, с катаной — длинным японским мечом, замаскированным под трость — он обращается так же умело, как лучшие самураи Востока. Полезный навык для того, кому предстоит спасти невинного ребенка, помочь другу и вообще восстановить пошатнувшуюся справедливость.

Кстати, уроки владения мечом Хауэр брал у японского актера Сё Косуги, сыгравшего в "Слепой ярости" убийцу. "Во мне полно энергии. Серьезно, на самом деле, я намного сильнее большинства людей", — заверял Рутгер, и ему невольно верили.
7. "Смертельные узы" ("Ошейник"), 1991 год
Еще одна широко известная у нас работа Хауэра — его роль заключенного Фрэнка Уоррена в картине Wedlock, которую на русский переводили в нескольких вариантах — "Смертельные узы", "Смертельный союз", "Ошейник". Режиссером выступил Льюис Тиг, специализировавшийся на экранизациях Стивена Кинга — на его счету "Кошачий глаз" и "Куджо".

Боевик показал некую вымышленную тюрьму будущего, где нет ни оград, ни решеток, только элегантные "ожерелья" на шее у каждого арестанта, выпущенные парными комплектами. Стоит отойти от своего напарника на 100 метров — и оба "ошейника", а вместе с ними и головы, взрываются. Интрига в том, что свою пару никто не знает — ну или почти никто… Парный побег Рутгера Хауэра и Мими Роджерс из тюрьмы сопровождается погоней как со стороны властей, так и со стороны бывших подельников, поиском бриллиантов и, разумеется, любовной историей.
"Не фильмы делают актера звездой — это работа пиарщиков. <…> Вспомните только, в скольких действительно никудышных фильмах были заняты хорошие актеры? Я считаю себя хорошим актером, но у меня было довольно много неудачных картин. Ну и что? Разве плохое кино отбирает у хорошего актера его талант и профессионализм?" — вопрошал Хауэр. Какие именно из своих лент он счел "никудышными", не уточняется.

На сегодняшний день Рутгер Хауэр остается востребованным как в массовом кино — подтверждением тому роль Ван Хельсинга в ужастике 2012 года "Дракула 3D", так и в фильмах "не для всех" — здесь примерами могут послужить такие ленты, как представленные на Сандэнсе и тепло принятые критиками "Бомж с дробовиком" и "Грядущее". А в шестом сезоне популярного телесериала "Настоящая кровь" (True Blood, 2013 год) актер появился в роли "князя фей" — почтенного старца с шевелюрой "а-ля Эйнштейн".
Подготовила Вера Матвеева