ВЛАДИВОСТОК, 22 янв — РИА Новости, Алексей Дёмин. Первый и пока единственный магазин виниловых пластинок "Контрабанда" открылся во Владивостоке. Его владелец, меломан со стажем Станислав Ташкинов, рассказал РИА Новости о том, как доставал первые раритетные пластинки, что лучше звучит, винил или компакт-диски, и поведал о пристрастии приморских меломанов к японским изданиям.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
Аппаратура пришла откуда не ждали
До встречи со Станиславом Ташкиновым у меня есть пара-тройка минут, чтобы осмотреться в его магазине. Столько пластинок я не видел еще ни разу. Готовясь ко встрече, уже знаю, что их здесь больше четырех тысяч. Невольно охватывает ностальгия, проходя мимо рядов с пластинками вспоминаю, что слушал в юности — King Crimson, The Kinks и другие. Минутой позже меня встречает Станислав, и первый вопрос — откуда же все это взялось?
"С 2002 года я занимаюсь доставкой товаров из Японии и других стран. Многие клиенты часто заказывали запчасти для аудиоаппаратуры, а потом стали заказывать и ее саму. Меня всегда это удивляло, зачем она нужна и кому? Ведь привозили не только проигрыватели, но и здоровенные, тяжелые такие усилители", — рассказывает Станислав.
"Другой покупатель заказал проигрыватель, который в итоге пришел со сломанной крышкой и остался у меня. Еще один клиент принес усилитель и колонки. А третий подарил новую иглу. Так у меня появился полный комплект аппаратуры. Включил ее, и она зазвучала — так красиво и интересно. Звучание удивило тем, что оно было не хуже, чем с CD. Я до этого весьма скептически относился к пластинкам. Ждал от них только шипение-шуршание", — говорит собеседник.
Тогда же пришла идея торговать пластинками — купил на пробу штук 100-150, их махом раскупили. Станислав отмечает, что с 90-х годов, когда пластинки перестали выпускать, их было негде купить. Да, сейчас в музыкальных магазинах снова есть отделы, где можно заказать пластинку, но чтобы они торговали только винилом, — такого нет. Долгое время все держалось на коллекционерах, которые потихоньку раскупали остатки старых тиражей. Купить пластинку можно было и у них, но только по большой дружбе.
Хард-рок 70-х для ценителей и молодежи
"Поклонников пластинок очень много. Я их разделяю на три категории. Первая — это молодые люди, которые просто следуют моде. Вторые — это те, кому за 50 лет, и тоже молодежь, но интересующаяся и разбирающаяся в старой музыке — они даже слушают те же самые группы, что и люди постарше. Третьи — это покупатели, которые пластинки берут в подарок друзьям и знакомым", — поведал мне Станислав.
Станислав признается, что сейчас ему стал нравиться джаз. И хотя раньше такая музыка казалась ерундой, теперь прочное место в аудиоколлекции, да и в магазине, где им отведена целая полка, заняли Билли Холидэй, Элла Фитцджеральд, Диззи Гиллеспи и другие джазовые знаменитости. Между тем группы "Кино" и "Алиса", на которых Станислав рос, он переслушивает до сих пор.
"Лет в 12, как и все, слушал Пугачеву и Антонова, но в 16-17 уже полюбил рок — Scorpions, "Кино", "Алису", Red Hot Chilli Peppers. А не так давно увлекся книгами Харуки Мураками, стал читать его "Джазовые портреты" про известных музыкантов и из интереса начал собирать пластинки, упомянутые в книге, уже две трети собрал", — делится воспоминаниями собеседник.
Но не только рок-музыка и джаз есть на полках магазина пластинок. Здесь можно найти и сказки, выпущенные еще в советское время, записи классической музыки от фирмы "Мелодия", есть даже современная электронная музыка. В среднем цена винила колеблется от 150 рублей за подержанную пластинку до двух тысяч рублей за новое издание или просто хорошо сохранившуюся запись. Дальше уже идут раритеты, цены на которые в несколько раз больше.
В целом у Станислава к пластинкам и их звучанию отношение особое, он признается, что не готов на слепое опознание звука, когда нужно с закрытыми глазами угадать, с винила играет музыка, с компакт-диска, с жесткого диска или это музыканты живые за ширмой прятались. И отмечает, что слышал как очень хорошее качество с CD, так и плохое с пластинок.
"У нас в магазине есть проигрыватель CD со встроенной функцией улучшения звука по типу звучания с винила. Никто из клиентов еще не смог догадаться, откуда идет звук на усилитель — с этого проигрывателя компакт-дисков или с проигрывателя винила, находящегося в стойке сверху", — на ходу рассказывает Станислав.
По его словам, виниловые пластинки — не панацея для идеального звучания композиции.
"Достижение эффекта присутствия при прослушивании музыки — хорошая цель, но я считаю, что стоит слушать настоящих, живых музыкантов, если есть такая возможность. А еще интереснее научиться делать музыку самому, тогда будут даже смешны потуги аудиофилов услышать скрип пальцев гитариста о лады в перерыве между нотами. Разве это важно в музыке?", — говорит Ташкинов.
Приморские меломаны выбирают Японию
Беседуя, мы решили немного пройтись по магазину — благо для этого достаточно места — широкий коридор с полками у стен, плавно переходящий в небольшой зал с проигрывателями, внушительными колонками и развешанными по стенам пластинками в конвертах. Как рассказал Станислав, раньше здесь был склад продуктового магазина. Делая ремонт, он решил снять штукатурку, оголив кирпичные стены. Получилось эдакое "подполье" для прогрессивной молодежи и ценителей старины.
Первое время Станислав возил пластинки из Японии — эта страна ближе к Приморью, да и опыт общения с тамошними поставщиками уже был. Доходило до того, что можно было купить у японских меломанов, решивших продать свою коллекцию винила, до нескольких ящиков пластинок. Это, что называется, "кот в мешке", но порой попадались раритеты, вроде пластинки группы Rainbow с автографами всех музыкантов, кроме Ричи Блэкмора, которого фанаты, видно, не успели поймать после концерта.
"Есть и альбомы Pink Floyd и The Beatles "первого пресса", которые по нынешним меркам стоят за 10 тысяч рублей, а пару таких пластинок я пока затрудняюсь оценить, примерно они стоят по 500-700 фунтов стерлингов. Пока не нашел на них покупателя", — на ходу рассказывает Станислав.
Побывал у Стаса и еще один интересный экспонат — собрание синглов (небольшая запись с одной-двумя песнями из альбома — ред.), выпущенных к альбому "Hysteria" группы Def Leppard. Конверты девяти пластинок, сложенные вместе, представляли собой большой вариант обложки альбома. Несмотря на то, что у Станислава они были не все, как только он разместил их фото в интернете, покупатель нашелся на следующий же день.
И все же, несмотря на любовь во всем мире к первым прижизненным изданиям различных групп, жители Приморья, как и в случае с машинами, выбрали японское. По словам Станислава, коллекционеры в Москве скептически относятся к винилу, изданному в Японии, а вот местные аудиофилы и меломаны такие пластинки воспринимают нормально. Сейчас 70% ассортимента магазина — издания из Страны восходящего солнца.
Звук в игле, а игла в проигрывателе
Львиная доля удовольствия от первых пластинок и японских изданий, как правило, очень тщательно выверенных по звучанию, зависит от аппаратуры. Именно от электродвигателя, который под присмотром микросхемы считает 33 оборота в минуту, и качества иглы, через которую идет звук, зависит, почувствует ли рядовой слушатель все качество и глубину винилового звука.
"Я стараюсь держать цены на рядовые проигрыватели в пределах от 5 до 30 тысяч рублей. Понимаю, что есть и за 700 тысяч техника. Однако ее, как правило, делают под заказ и привозят по индивидуальным запросам. В остальном же можно обойтись и бюджетным проигрывателем, который сможет качественно воспроизвести пластинки, не поцарапать их, да и сам не сломаться", — рассказывает Станислав.
Кстати, с проигрывателем за 700 тысяч связана интересная история. Это была одна из самых дорогих сделок Станислава по аудиоаппаратуре. Проигрыватель был куплен в Японии и проблемы начались уже там — продавец отказался отправлять посылку даже внутри Японии и потребовал: оплата покупки наличными после осмотра и никаких возвратов денег потом. Переговоры шли месяц. Специально нанятый человек поехал через половину Японии на автомобиле и привез проигрыватель в порт.
"После этого коробка еще месяц стояла на складе в порту, никто не брал ее на борт судна — она была открыта и было видно, что внутри хрупкое и дорогое устройство. Кроме всего прочего, вес проигрывателя — 66 кг, одному человеку не унести, сохраняя горизонтальное положение коробки. Проигрыватель приехал во Владивосток и оказался неисправным — оба тонарма не работали. Так мы и не послушали звук от фирмы Thorens Prestige. Но красота — неземная", — рассказывает Станислав.
Он отмечает, что если сравнивать самый низкий сегмент цен на музыкальную аппаратуру с самым высоким, то можно говорить об аппаратуре так, словно это автомобили. То есть, недорогая машина тоже едет и тоже привезет, куда нужно, только поездка будет некомфортной и возможны поломки в пути. А вот в диапазоне цен от средних до заоблачных сложно провести четкую границу по качеству.
"Я считаю, что высокие цены на аппаратуру — это, в большей степени, работа маркетологов. Механизмы и детали везде одинаковы. Дорогая аудиотехника сохраняется лучше и дольше только потому, что ее реже используют, а часто вообще не включают", — рассказывает Станислав.
По его словам, среди меломанов за качество звука всегда ценились проигрыватели Yamaha и Denon. Они надежнее, а вот проигрыватели российского производства хуже держат скорость вращения пластинки. У китайских производителей недостаток — экономия на всем. На выходе получается дешево, но сложно регулировать вес иглы, что в итоге сильнее царапает пластинку.
Самой важной частью проигрывателя является так называемый картридж или звукосниматель. Именно в нем находится игла, которая бороздит канавки пластинки. Ее колебания передаются в преобразователь, который превращает их в электрический сигнал. Всем знакомые щелчки, которые издают некоторые пластинки, появляются из-за пыли, которая забивается в канавки на виниле.
"В иголке весь звук. Стоить она должна не меньше 100 долларов. Ее, конечно, можно уронить и сломать за полчаса, но если этого не делать, прослужит до тысячи часов. Вообще, говоря о проигрывателях, отдаю предпочтение старым моделям. Ведь уши у нас за 30 лет не изменились", — отмечает мой собеседник.
"Есть такое понятие "сцена" — когда слушаешь запись, закрываешь глаза и пытаешься представить, где стоит вокалист и другие музыканты. На виниле этот эффект есть почти всегда, если хорошая стереосистема и правильно колонки расставлены. Но на CD в гостях я тоже такие эффекты слышал", — говорит Станислав.
Завершая разговор о звуке и технике, он признается, что сам больше коллекционер, чем знаток таких тонкостей. Разграничить форматы сложно, и среди аудиофилов есть мнение, что музыку до 90-х нужно слушать на виниле, а изданную после — уже на CD, так как даже пластинки современных групп — это цифровая запись, изданная на виниле.
"Сам я давно уже музыку ни дома, ни в машине не слушаю. В магазине звучит столько всего нового, что хватает впечатлений и в рабочий день. Вообще, винил для меня не столько звук, сколько история. Пусть пластинка шуршит при воспроизведении — у нее своя судьба, отличная от других виниловых записей, что стоят на полках", — провожая меня к выходу из магазина, признается Станислав.