Персонаж известного произведения Жюля Верна "Вокруг света в 80 дней" Филеас Фогг поспорил в 1872 году, что сможет обогнуть земной шар за столь короткий по тем временам срок, когда узнал, что достроена железная дорога из Бомбея в Калькутту. А банкир Джон Сэлливан, держа в руках свежий выпуск "Морнинг кроникл", тогда с восхищением сообщил: "Действительно, господа! В восемьдесят дней, с тех пор как открыто движение по линии между Роталем и Аллахабадом, по Великой индийской железной дороге".
В то время для миллионов читателей и любителей приключений именно индийские железные дороги, проложенные в тропических джунглях, стали символом прогресса и практического успеха инженерной мысли. В России немало молодых и романтично настроенных читателей "Вокруг света в 80 дней" мечтали да и мечтают прокатиться вслед за Фоггом и его слугой Паспарту. А современные поклонники кино как в России, так и во всем мире не отказались бы по примеру трех братьев, героев фильма Уэса Андерсона сесть в "Поезд на Дарджилинг". Мечты и тех и других могут отчасти осуществиться в Национальном музее железнодорожного транспорта в Дели, в экспозиции которого представлены паровозы, вагоны, железнодорожное оборудование и утварь, которые использовались чуть ли не со времен основания Великой дороги.
Этот музей, действующий с 1977 года, привлекает два вида посетителей: страстных любителей железных дорог, приключений и истории, а также шумных и восторженных детей. Первые находят там 47 старинных локомотивов, 20 пассажирских и три товарных вагона и еще 12 "особенных единиц подвижного состава" разного назначения. Но главное — в этом уникальном месте можно сразу, одну рядом с другой увидеть пять видов железнодорожной колеи — разной ширины, причем они все используются в Индии по сей день. Именно этим делийский паноптикум отличается от аналогичных музеев в других странах: здесь представлена колея шириной в 5,6 фута, метровая колея, узкоколейки в 2 фута и в 2,6 фута и даже монорельс. Дети куда больше радуются возможности прокатиться в игрушечном поезде по узкоколейке, исследовать ретроэкспонаты, посидеть в кафе и выпросить у родителей игрушечную модель паровоза ручной работы.
Игрушечное путешествие
Многие посетители начинают осмотр со стоящего на почетном месте старейшего экспоната — локомотива Рамготти, названого в честь генерального директора Нальха-Азимганжской легкой железной дороги, где паровоз-пенсионер начинал трудовую жизнь. В пути, то есть на работе он провел целый век — с 1862 по 1962 год! Старина Рамготти почти ровесник первых индийских железных дорог. Днем их рождения считается 16 апреля 1853 года, когда первый пассажирский поезд проехал 34 километра между станциями Бори-Бундер в Бомбее и пригородом Тхан.
Сегодня в музее, как и в старину, можно услышать звон станционного колокола. Детям, которые уже успели взвеситься на традиционных железнодорожных весах, и их родителям пора садиться в игрушечный поезд и отправляться в путешествие по музею.
Поезд провезет вас мимо старых кранов и стрелок, железнодорожных цистерн и вагонов-ресторанов в стиле ретро, мимо военного локомотива Декавил, построенного когда-то для Северо-Западной пограничной провинции (теперь это территория Пакистана). Судя по бронированному локомотиву, эти места были "бурлящими" уже в те времена.
Обязательно обратите внимание на монорельсовый поезд — паровоз и один вагон, специально созданные по заказу махараджи Патиалы. Этот правитель повелел построить в своих владениях железную дорогу длиной 50 миль. Но на полноценное двухрельсовое полотно средств не хватало, и махараджа повелел создать монорельс: ведущие колеса паровоза опирались с одной стороны странного состава на рельсу, а с другой стороны прямо по земле катились стабилизирующие колеса.
Вам непременно покажут и вагон принца Уэльского, будущего короля Эдварда VII. Принц ездил в нем во время своего визита в 1876 году в Дели, где в тот момент проходил королевский Дарбар — очень красивый общеиндийский парад с участием всех верноподданных махараджей, навабов, маликов и прочих князьков и местных принцев. В этом вагоне предусмотрен салон и места для четырех вооруженных охранников.
Не уступает, а, пожалуй, и превосходит его по роскоши деревянный вагон-салон известного своим богатством майсурского махараджи Кришана Рао Водеяра, украшенный узорчатыми резными балконами и гербом с удивительными животными — гибридами льва и слона.
Прокатившись по узкоколейке, можно отправиться в закрытый павильон, чтобы посмотреть на старинную мебель и посуду для пассажиров первого класса, фотографии и модели паровозов и электровозов и даже череп слона, который несколько десятков лет назад, попал под поезд. С тех пор слоны успели привыкнуть к паровозам, а железные дороги на Индостане превратились в огромную развитую сеть. Они и сейчас остаются в Индии главным видом пассажирского транспорта и основным грузоперевозчиком. А потому музей ждет новых экспонатов.
Ольга Никушкина