(Ворчалка № 279)
Навигацией я увлекся буквально с момента ее появления на наших просторах. И уже осенью 2006-го года мне удалось даже провести сравнение четырех навигаторов и навигационных программ при езде по Москве. Кто хочет улыбнуться – загляните по адресу и прочтите "Огород" "В поисках радости".
В те поры коммуникаторы выпускались преимущественно на Windows mobile, имели тупые процессоры, крохотные экраны скудного разрешения и только-только входили в моду. Столь же скудным тогда был и набор навигационных программ, а карты – неполны и c ошибками. Поэтому специализированный навигатор Garmin (nüvi 300) выглядел довольно заметно.
С тех пор на навигационном рынке поменялось буквально все. Модулями GPS (и чаще всего – в паре с ГЛОНАССом) стали снабжаться все телефоны, да и десятидюймовые планшеты со сверхразрешением не так сложно приспособить в автомобиле для его ведения по нужному пути. Много стало и навигационных программ, как локальных, так и сетевых (подкачивающих нужные фрагменты карт по мере необходимости), от практически встроенных в Android Google-карт с "вождением" и Яндекс-водилок (свои есть и у iOS) до водилок дополненной реальности, вроде Route 66 Maps + Navigation, где не нужны карты и маршруты, а следует просто ехать точно за виртуальным автомобильчиком. То же можно сказать и о покрытии мира картами, так что в Москве и Питере невозможно, а в каких-нибудь глуховатых местах довольно сложно найти участок без картографического покрытия. На наших просторах, понятное дело, этим особенно пристально занимаются Яндекс и Навител.
Практически все популярные "водилки" обустроились трехмерными макетами, и все это зачастую просто встроено в покупаемый вами аппарат.
Практически все подключились и к "пробочным" сервисам и научились предлагать варианты маршрутов в этом контексте. Жаль, правда, что Москва (да и Питер) устроены так, что альтернатив движения до смешного мало.
Так что, если сбросить со счетов совсем уж специальные потребности, например, грибников и озерных рыболовов, нужда в специализированных навигаторах практически отпала.
И тем не менее Garmin выпускает модель за моделью, не снижая, правда, цену на них: модель десятилетней давности стоила около 600 долларов, и последняя, nüvi 3597LMT, о которой я и намерен рассказать, стоит столько же.
Навигатор производит отличное впечатление: пять дюймов, цельнометаллический корпус, красивая линия обвода задней крышки. Разрешение у него, правда, не чета нынешним телефонным флагманам, всего WVGA (800х480 точек), однако, когда навигатор прилеплен к лобовому стеклу и демонстрирует путь, разрешения хватает. Хотя, наверное, лишнее разрешение не повредило бы.
Прекрасно у навигатора придумано и крепление. Ты прикрепляешь на обычной вакумной липучке к стеклу небольшой рожок, заканчивающийся шариком, на шарик же надеваешь специальную держалку, имющую в себе и гнездо для питания, и добавочный динамик (ибо nüvi 3597LMT умеет работать громкой телефонной гарнитурой), и магнитное сопряжение. После чего на держалку прихлопываешь навигатор. Перепутать верх с низом невозможно: в этом случае магниты будут друг от друга отталкиваться.
Магниты довольно мощны, так что еще надо потренироваться их разлеплять. Но уж во всяком случае навигатор не отвалится от ножки ни на какой дорожной яме.
Следующая (для меня) неожиданность в nüvi 3597LMT – небольшая черная коробочка, встроенная в кабель питания (от прикуривателя). В ней заключен специальный FM-приемник, умеющий принимать радиосигналы FM-traffic’а, так что навигатор знает про пробки, если даже не подключен к службе пробок Яндекса (Garmin что по GPRS, что по TMC, Traffic Message Channel, связан именно с ней). Информация идет даже без дополнительной антенны, гнездо под которую есть в приемнике и крепить которую на стекло можно с помощью двух прозрачных липучек, идущих с навигатором в комплекте.
Впрочем, навигатор легко связывается по Bluetooth с вашим телефоном, так что необходимости в TMC у тех, у кого телефон имеет сетевой выход, в общем, не обязателен. Разве в случаях, когда "сеть не ловит". Это же сопряжение превращает и в громкую телефонную Bluetooth-гарнитуру, которая работает очень внятно и достаточно удобна в управлении, в том числе – в голосовом.
Голосовое управление самого навигатора по умолчанию вызывается словосочетанием "голосовое управление", но можно назначить и другое словосочетание или слово. Навигатор при его помощи выслушивает указания, в том числе — адрес. Ума у него, правда, недостаточно, чтобы воспринимать целые фразы, он просит сперва сказать страну, потом город, потом улицу и, наконец, номер дома. И воспринимает все в подавляющем большинстве случаев верно. Правда, один раз я так и не сумел уговорить его правильно воспринять цифру 13, для него она почему-то оставалась 12. Подозреваю, потому, что он сверяется с базой адресов, а в ней этого номера в чистом виде просто не было, был только 13/9, который навигатор мне и предложил, когда я ввел 13 от руки.
Я знаю о многих экспериментах производителей коммуникаторов и планшетов в области голосового ввода, однако не припомню ни одной навигационной программы, где бы он применялся.
Общее же впечатление от навигации самое хорошее, но без неожиданных особенностей. По количеству и прорисовке домов в Москве очень напоминает последнюю версию Навитела, по покрытию – тоже: оно близко в Москве к абсолютному, во всяком случае, в процессе тестирования я ни одного бага не обнаружил. В Garmin’е рассказывают, что есть в России глуховатые места, про которые их навигатор знает, а тот же Navitel, Яндекс, HERE или Google – нет. Очень может быть, но мне в них забраться не удалось. А кто живет в этих глухих местах, наверное, знает их наизусть, а если не знает и не хочет ждать полного покрытия ото всех – тем, наверное, гарминовский навигатор купить стоит. Но похоже, что только им.
Впрочем, есть у nüvi 3597LMT всякие приятные фичи, которые я раньше не встречал.
Например, предупреждение о лежачих полицейских. Конечно, даже в Москве nüvi 3597LMT знает их далеко не все, однако сам факт такого предупреждения очень меня порадовал.
Дальше: одной из главных проблем практически всех (кроме как с дополненной реальностью) навигаторов я считаю не вполне внятные указания на сложных перекрестках. Гармин предлагает для увеличения внятности на сложных развязках крупную, отдельную ее фотографию в четверть экрана, справа.
Ну, а что предупреждает о камерах контроля скорости – этому сегодня научились уже очень и очень многие. И не только навигаторы, даже и видеорегистраторы.
Подводя итог: навигатор Garmin nüvi 3597LMT мне понравился, как внешне, так и внутренне. Ну, разве что не помешало бы несколько поднять разрешение экрана.
Однако, как я ни старался, так и не понял, зачем он, собственно, может понадобиться при нынешнем обилии качественной навигации в коммуникаторах и планшетах. Зачем плодить сущности? Где тот козырь, который заставил бы меня (или любого из читателей) выложить заметные добавочные деньги, да еще и заботиться о лишнем приборчике, чтобы не украли из машины, прищелкивать его, отщелкивать, куда-то прятать или носить с собой.
Похоже, ситуация подталкивает Garmin отказаться от производства железок и адаптировать свой софт, сервисы и карты к существующим. Но боюсь, что на этом тесном рынке ему будет непросто.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции