Андрей Золотов, РИА Новости, Вена.
Еще на прошлой неделе лишь очень ограниченный круг лиц знал о том, что 14 января премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прилетит в Москву, и по итогам его встречи с президентом России Владимиром Путиным будет заключена стратегическая сделка: "Росатом" построит к 2023 году два новых энергоблока общей мощностью 2200 мВт на АЭС "Пакш" в 100 километрах южнее Будапешта, а Россия профинансирует эту стройку кредитом до 10 млрд евро сроком на 30 лет.
Детали межправительственного соглашения пока не сообщаются. И контракты между российскими и венгерскими компаниями, и условия кредита должны быть согласованы в течение ближайших месяцев, говорят официальные лица.
"Все удивлены. До какого-то времени Виктор Орбан не воспринимался как друг Москвы. В минувшие годы он также использовал антироссийскую риторику. Для многих из его сторонников это тоже стало большим сюрпризом", — говорит Агостон Мраз, директор близкого к правительству венгерского политологического центра Nézőpont.
Большая стратегия
Венгерские СМИ и эксперты не стесняются в оценках, говоря о значении этой сделки для страны.
"В плане большой стратегии, это, возможно, самое главное событие четырех лет правительства Орбана. Наряду с председательством в ЕС в 2011 году, эта сделка, если она осуществится, будет иметь колоссальное стратегическое значение как геополитически, так и в смысле внутренней политики и безопасности", — говорит Андраш Рац, старший научный сотрудник государственного Института внешней политики. "С точки зрения достижения правительством своей цели, это — успех", — добавляет он.
По подсчетам Раца, цена сделки составляет от 25 до 40 процентов годового бюджета венгерского государства.
"Это огромные деньги, — констатирует Рац. — Судя по этому объему, данное соглашение будет определять венгерско-российские отношения как минимум на следующие 30 лет, так как такой длинный кредит должен будет выплачиваться".
"Только в понедельник стало известно о блиц-визите Орбана в Москву. Практически за один день премьер отдал в залог полстраны", — ерничает старая либеральная немецкоязычная будапештская газета Pester Lloyd.
Прорыв в Европу
Для российской атомной промышленности (а если говорить шире, то и для долговременных позиций России в Европе) это тоже значительное событие.
"Европа — богатый рынок для энергии, и многие страны, несмотря ни на что, собираются развивать атомную энергетику. Для России возникает возможность продемонстрировать характеристики безопасности своих блоков на территории страны, которая входит в ЕС", — отмечает президент московского исследовательского центра "Атоминформцентр" Александр Уваров. По его мнению, те АЭС, которые остались в Европе со времен СССР и СЭВ, дают хорошие стартовые позиции, но строить новые российские реакторы в Европе у "Росатома" пока не получалось.
Только в декабре минувшего года компании "Росатома" заключили контракт с финскими коллегами на строительство АЭС "Ханхикиви-1", в которой Россия будет владеть 34-процентным пакетом акций и поставлять ей топливо и сервисные услуги на протяжении 60-80 лет ее эксплуатации. Теперь — долговременные контракты в Венгрии.
На фоне затянувшегося тендера на модернизацию атомной станции в Чехии и замороженного проекта строительства АЭС в Болгарии, эти два события носят для позиций российских атомщиков в Европе принципиальный характер, считает Уваров.
Интрига с Брюсселем
Одна из главных интриг заключенного соглашения — получено на него благословение в Брюсселе или нет.
Пресс-секретарь Еврокомиссии Сабина Бергер заявила в среду, что "в ближайшее время" сделка будет изучена экспертами на предмет ее соответствия законодательным нормам ЕС в области госзаказа.
"Пока мы не можем дать оценку соответствия [сделки] нормам Евросоюза", — сказала она журналистам в Брюсселе. Она подчеркнула при этом, что ЕС не делает никаких заявлений о том, должна ли была Венгрия проводить тендер по этим проектам.
В то же время венгерское правительство посылает сигналы о том, что сделка заранее одобрена Евросоюзом. По сообщению агентства Рейтер, государственный министр Венгрии Янош Лазар заявил еще во вторник, что договор с Еврокомиссией согласован.
А в среду близкая к оппозиционной социалистической партии Венгрии газета Népszabadság написала со ссылкой на неназванные источники в правительстве, что кабинет прибегал к услугам ни много ни мало семьи Ротшильдов, наряду с немецкой юридической компанией Hengeler Mueller, для посредничества между Будапештом и Брюсселем в улаживании сделки с Москвой. Один из ведущих журналистов Népszabadság подтвердил РИА Новости, что этой информации стоит доверять.
"Для России в первую очередь важно то, что это решение согласовано с Евросоюзом, — говорит Уваров. — Очень важно, что Евросоюз дал согласие обойтись без лишних формальностей и строить блоки с нашими реакторами без тендера. Если бы тендер был объявлен, это очень затянуло дело".
Однако Андраш Деак, специалист по энергетической политике из Института международной политики в Будапеште, сомневается в заявлениях своего правительства, что одобрение ЕС уже в кармане.
"Брюссель обычно не дает предварительных одобрений", — утверждает Деак. Он предполагает некоторые проблемы с точки зрения закона о конкуренции, так как не было тендера, и "серьезные вопросы" со стороны финансового мониторинга, так как сделка увеличивает внешний долг Венгрии более чем на 10 процентов.
Однако правительство Орбана сможет решить эти проблемы, уверен он. "Думаю, Брюссель примет эту сделку", — говорит Деак.
Атомное топливо для выборов
Во внутренней же политике страны сделка обещает стать одной из главных тем начавшейся избирательной кампании.
Венгерские парламентские выборы еще официально не назначены, но ожидается, что они состоятся 6 апреля. Пока Орбан был в Москве, все основные оппозиционные партии объявили о формировании предвыборной коалиции, единых избирательных списков и единого кандидата в премьер-министры — лидера Социалистической партии Венгрии Аттилы Мештерхази. Они намерены дать серьезный бой Орбану и его правоцентристской партии ФИДЕС, которая с 2010 года контролирует вместе с партнерами более двух третей парламента и безраздельно правит страной.
По данным социологических опросов, Орбан, скорее всего, сохранит власть, но ФИДЕС может потерять конституционное большинство.
В этих условиях, считает Андраш Рац, правительство, скорее всего, проведет ратификацию соглашения в парламенте "как можно скорее". Все эксперты, с которыми удалось поговорить, едины в том, что и сроки подписания соглашения, и характер его подготовки непосредственно связаны с выборами.
Мештерхази и другие оппозиционеры уже приступили к критике — но не сделки как таковой, а того, как правительство Орбана провернуло ее. Ирония заключается в том, что первоначальное решение о строительстве новых энергоблоков АЭС "Пакш" было принято правительством социалистов в 2009 году — и тогда Орбан был против.
"Мы возражаем против того, как правительство Орбана подошло к вопросу о Пакше. Не было никаких переговоров с оппозицией", — говорится в комментарии Мештерхази, переданном РИА Новости через его пресс-секретаря.
По словам лидера оппозиции, "проект, вероятно, будет определять энергетику страны на 20-30 лет вперед", и решение об использовании атомной энергии в стране должно основываться на референдуме.
"Орбан не дал никакой возможности оппозиции участвовать в обсуждении этого вопроса национальной важности", — говорится в комментарии Мештерхази.
"Этот вопрос будет одним из самых горячих для [избирательной] кампании", — считает Мраз. Однако он уточняет, что критиковаться будет в основном не сама сделка, а методы ее проведения.
"Никто не может сказать, что сама сделка плохая, потому что ее финансовая конструкция выгодна для Венгрии. Единственное, за что оппозиционные партии могут критиковать правительство — это за то, что решение было найдено в секретных переговорах".
По мнению Деака, в Чехии или Польше отказ от тендера и прямая договоренность с Москвой по такому вопросу стоили бы правительству кресел. Но в Венгрии ситуация иная, и правительство может себе это позволить.
"Эта сделка хорошо вписывается в тенденцию роста прагматической поддержки сотрудничества с Россией", — говорит эксперт.