Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Авторы пакета законопроектов (Олег Денисенко, Леонид Левин, Андрей Луговой и Ирина Яровая) представляют все четыре фракции Госдумы, что само по себе требует отнестись к их предложениям с вниманием. Как пишут в прессе, над законами плотно работали силовые структуры: ФСБ, МВД и Росфинмониторинг.
В числе мер по борьбе с дальнейшим нарастанием террористической угрозы предложено несколько решений, регулирующих электронные платежные системы и накладывающих очередные ограничения на работу интернет-ресурсов.
Депутаты вводят в правовое поле уже не просто предоставление доступа к интернету, а "организацию распространения информации и обмена данными между пользователями в сети Интернет". Фактически требуется уведомлять "уполномоченный государственный орган" о начале работы любого ресурса, при помощи которого может распространяться контент. А также хранить в течение полугода информацию о действиях пользователей.
Эта часть предложений крайне размыта, а значит – будет уточняться в процессе экспертизы, трех чтений и в рамках реализации. Авторы проекта, судя по комментариям в прессе, трактуют "организацию распространения информации и обмена данными" очень широко: в сферу их внимания, по сути, попали все интернет-ресурсы, кроме тех, на которых пользователям нельзя оставлять комментарии или через которые нельзя распространять иную информацию.
То есть, по сути, речь идет уже не только о сайтах СМИ, но и о блогохостингах, социальных сетях и торрент-сетях, почтовых сервисах, а также форумах. Причем и зарубежных тоже: пользование россиянами зарубежным "средством организации распространения" расценивается как подотчетное новому закону.
Как планируется уточнять перечень ресурсов, попадающих под ограничения нового закона, а равно как будет выглядеть процедура "уведомления", за чей счет и где именно будет вестись хранение информации, пока не уточняется: это должно в дальнейшем определить правительство. Оно же должно уточнить и стандартную процедуру идентификации пользователей.
Вторая часть касается ограничений в области электронных платежей. Депутаты предлагают резко сузить возможности пользования электронными кошельками для неидентифицированных пользователей.
Так, в данный момент лимит анонимного пополнения электронного кошелька – 40 тыс рублей в месяц и 15 тыс разово. Предлагаются лимиты в 15 тыс и 1 тыс соответственно, причем разовый платеж предлагается ограничить и понимать как "раз в сутки". Максимально допустимое количество денег, единовременно находящихся в анонимном кошельке, будет сокращено с 15 до 5 тыс рублей.
Одновременно с этим фактически блокируются анонимные электронные транзакции через границу. Обоснованием этого выдвинуто приведение российского законодательства в соответствие с так называемой "16-й рекомендацией" ФАТФ (международной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Реквизиты, необходимые для проведения таких транзакций (в том числе состав сведений об отправителе и получателе), будут утверждаться Центробанком.
При этом авторы законопроекта не без резона отмечают, что персонифицированных платежных средств все эти ограничения не коснутся, а в качестве подтверждения ссылаются на поправки в ФЗ-403 от декабря 2013 года. По этим поправкам максимально допустимый объем кошелька идентифицированного пользователя, наоборот, повышен со 100 тыс аж до 600 тыс рублей.
Интересно, как все это отразится на электронном политическом краудфандинге, снискавшем популярность в последние два-три года. И вообще на электронном краудфандинге в принципе, включая благотворительный. Авторы закона наверняка держали в уме эти виды деятельности, когда формулировали ограничения, неминуемо их касающиеся.
Остается вопрос о том, в какой степени террористы и экстремисты склонны пользоваться кошельками электронных платежных систем. Точнее, какова доля "террористических" и "отмывочных" транзакций среди тех, что будут отрезаны предлагаемыми законами.
Нужно понимать, что перед нами не эмоциональная реакция законодателей, спровоцированная дерзкими выходками террористического подполья в Волгограде. Это часть вполне рациональной системной политики в отношении неконтролируемых и нерегулируемых участков телекома. Все это началось не вчера, и продвигается медленно, но неуклонно.
Дальше наверняка будет попытка ограничить использование систем анонимизации траффика как такового – в том числе такие закрытые сети передачи данных, как Tor или I2P. Информация о том, что запрет применения таких анонимайзеров по крайней мере обсуждается на уровне Общественного совета ФСБ, уже просачивалась в прессу летом минувшего года.
В пояснительной записке авторы законопроекта об ограничении анонимных переводов прямо апеллируют к аналогичным иностранным нормам. Ну а наличие каналов связи, которые при случае нельзя либо вскрыть, либо хотя бы "завалить" – прямой вызов государству.
То же касается и каналов перетока финансов, но это уже неплохо укладывается в общемировую логику убийства офшорных сетей и напрямую не связано даже с отмыванием денег, не говоря уже о финансировании терроризма.
Кто-то, конечно, воспримет предлагаемые меры в режиме "хватай чемоданы, вокзал отходит!", и начнет рисовать апокалиптический пейзаж после битвы. Однако не все так просто. Это – пейзаж ПЕРЕД битвой. Ей еще только предстоит начаться.
Право интернета есть возможность интернета – этот закон незыблем, попытки привить ему что-то еще регулярно терпели поражение. Интересно будет посмотреть, чем ответят на подобные меры контроля… нет, не террористы и не отмывальщики грязных денег, а ярые энтузиасты свободы в анонимном интернете, огромная распределенная сеть которых критически настроена к любому и всякому государству.
Причем "интересно" здесь – самое точное слово: именно в битвах снаряда с броней рождаются технологии будущего. Чаще технические, но иногда – и социальные.