Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте в 2013 году подошла к финалу. Ее основная цель — оснащение объектов транспортной инфраструктуры специализированным оборудованием. За три года на реализацию программы правительство выделило более 46 миллиардов рублей, четыре из них были направлены на улучшение технического оснащения подразделений транспортной полиции.
О том, какие технические средства были приобретены и какие задачи реализованы МВД России, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Колсановой заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД России полковник полиции Дмитрий Кондратьев.
— Дмитрий Юрьевич, в прошедшем году завершена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Можно ли уже подвести какие-то предварительные итоги?
— Да, действительно, МВД России принимало активное участие в реализации мероприятий этой программы. Главное управление на транспорте было определено координатором этой работы в рамках министерства. Под реализацию пяти задач, поставленных перед МВД России, было выделено четыре миллиарда рублей.
Первая — оснащение подразделений транспортной полиции специально-техническими средствами, которые позволяют выявлять запрещенные к проносу жидкости, взрывчатые вещества, патроны и так далее.
Кроме того, речь идет и о технических средствах, разрешающих обеспечивать полицейским оперативный мобильный доступ к розыскным базам. Например, сотрудник, несущий службу на определенном участке, может прямо на месте быстро проверить гражданина, который вызывает какие-то подозрения. Он просит у него паспорт, вносит в устройство данные и сразу видит, находится человек в розыске или нет.
Также оснащались современными цифровыми радиостанциями, пультами оперативной связи дежурные части ОВДТ. За три года реализации программы в патрульно-постовых службах, в досмотровых подразделениях появилось до 90% новых технических средств.
Вторая задача — развитие кинологической службы транспортной полиции. Закупались служебно-розыскные собаки, вольеры для них — летние и зимние, специальные машины для перевозки животных, оборудование для обучения, а также многое другое вплоть до литературы по кинологии. Помимо этого, был отреставрирован Центр кинологической службы транспортной полиции в Москве, новый центр был построен в Забайкалье.
Велась очень серьезная работа и по другому направлению — обеспечить экспертно-криминалистические подразделения современными техническими средствами. В настоящее время они все оснащены, а эксперты обучены.
Четвертое мероприятие реализовалось по линии Госавтоинспекции. В 21 регионе России создавалась система контроля за передвижением автотранспортных средств. Отмечу, что здесь речь идет не о нарушениях ПДД, а о том, чтобы сотрудники полиции могли контролировать передвижение автомобилей по территории РФ. Например, теперь угнанные машины благодаря новым системам можно отслеживать. Такие технические решения уже реализуются в республиках Северного Кавказа и дальше по направлению к Москве по всем субъектам России.
Следующая задача, которая стояла перед нами, — это оснащение подразделений полиции на метрополитене специальной радиосвязью. Так как метро — закрытое пространство, там тяжело и не всегда оперативно передается информация. Поэтому в рамках рассматриваемой программы развивалась новая система, благодаря которой сотрудники полиции могут без труда держать связь между собой и, соответственно, также иметь возможность отдаленного доступа к розыскным базам.
Такое новшество появилось у полицейских в метрополитенах Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и Волгограда. Исключением остались крупные города — Москва и Санкт-Петербург. Одним из предложений по продлению Комплексной программы безопасности населения на транспорте на следующие три года, высказанных МВД России, как раз и было оснащение такой полицейской радиосвязью московского и санкт-петербургского метрополитенов.
Соответствующие предложения были направлены в Минтранс для обсуждения.
— Какие технические решения, внедренные во время реализации программы, показали себя наиболее эффективными?
— ГУТ МВД России постоянно мониторит процесс применения на практике в ОВДТ новых технических средств. Наиболее эффективными показывают себя "Терминалы — ТМ", это небольшие карманные компьютеры, в котором содержится база данных разыскиваемых лиц. Более 1,6 тысяч таких планшетов применяются на объектах транспорта сотрудниками патрульно-постовой службы. Я уже упоминал о них в начале разговора: полицейский может оперативно "пробить" по паспортным данным человека, не доставляя его в дежурную часть. Таким образом удалось выявить в прошедшем году порядка 600 лиц, находящихся в федеральном и 200 — в местном розысках.
Также к наиболее действенным можно отнести простое, но в то же время нужное техническое средство — металлодетекторы, которые уже активно используются на вокзалах. С их применением выявлено более 200 преступлений и 300 правонарушений, среди которых пронос оружия и запрещенных предметов на объекты транспорта. Крайне полезным оказалось и внедрение цифровой радиосвязи: без нее невозможно мобильно реагировать на какие-то ситуации.
— Дмитрий Юрьевич, в ходе реализации Комплексной программы решено внести некоторые изменения в федеральный закон "О транспортной безопасности". Можете сказать, что изменится в работе подразделений МВД России?
— После того, как закон вступит в силу, у полиции появятся гражданские помощники — подразделения транспортной безопасности. Они будут задействованы на контроле граждан, находящихся на объектах транспорта. Например, на входном контроле сотрудники этих подразделений будут выявлять запрещенные предметы или вещества, а дальше следует реакция полиции — в соответствии со своими полномочиями она будет разбираться с подозреваемыми и задерживать злоумышленников.
В законопроекте запланировано, что сотрудники подразделений транспортной безопасности будут иметь разрешение на ношение оружия. Под это положение надо будет еще разрабатывать законодательную базу, так как возникают вопросы по его применению. В частности, не на всех транспортных объектах разрешено стрелять.
— Вы упомянули, что закон наделяет подразделения транспортной безопасности правом на "приобретение, использование и применение служебного оружия и специальных средств". Как планируется регулировать этот вопрос? За кем будет последнее слово — допускать или не допускать соискателя к работе в службе транспортной безопасности?
— Для этого будет разрабатываться порядок аккредитации этих подразделений. Такая работа будет вестись не только МВД, но и Росавиацией, Росжелдором и Росморречьфлотом, то есть в этом процессе участвуют все заинтересованные ведомства. Еще раз акцентирую, что надо очень взвешенно подходить к использованию служебного оружия в условиях транспортной инфраструктуры. Должен быть обязательно определен четкий порядок. Будут предъявляться серьезные требования ко всем, кто хочет устроиться на работу в подразделения транспортной безопасности. Например, соискатели не должны быть судимы, обязаны пройти наркологическую и психологическую проверку.
В заключение хочу отметить, что по аналогичной схеме, которая предусмотрена в упомянутом законопроекте, обеспечивается безопасность транспортных объектов и во многих других странах мира. С окончанием Комплексной программы не снимаются с повестки дня проблемы обеспечения безопасности на транспорте. Работы предстоит еще много.