День российской печати, который отмечается 13 января, последние лет десять обязательно становится поводом к рассуждениям и дискуссиям на тему: "Есть ли будущее у печатных СМИ?" Действительно, в условиях, когда подписные тиражи периодической печати по всей стране катастрофически падают, а читательская аудитория массово уходит в интернет, слухи о скорой смерти бумажной прессы многим уже не кажутся преувеличением. Своим мнением о том, какими должны быть современные газеты, если у них есть цель жить и развиваться, с РИА Новости поделилась известный приморский журналист и редактор, газетчик с 40-летним стажем, член Союза журналистов России Ольга Аксакова.
Редакционный коллектив — это всегда больше, чем количество людей по штатному расписанию. Газета — это всегда больше, чем сумма материалов, иллюстраций и оформительских изысков, использованных в очередном номере. Это особый магический кристалл, через который мы, журналисты, видим мир и представляем его своим читателям.
У хороших газет всегда были и есть читатели, возьмите в пример лучшие городские и районные газеты в Приморье, которые, пусть в большинстве своем трудно, но живут и умирать не собираются. А потому отпевать периодическую печать рановато будет. Как говорится, не спеши, а то успеешь…
Просто не все мэтры журналистики и медиамагнаты в Приморье (да и не только здесь!) способны осознать одну очень простую истину: читатель не обязан читать журналистские опусы и бессмертные творения, а также детальные описания деятельности Очень Важных Персон. Человек должен хотеть читать газету. В ней всегда должно быть нечто такое, что заставит человека улыбнуться, умилиться, ужаснуться, удивиться и сказать: "Вот это да!"
Газета, которую хотят читать, всегда делается неравнодушными людьми. И в ней никогда ничего не бывает второстепенным. Потому что один обожает спорт, другой — криминальные происшествия, третий — кошечек, четвертому важен лунный календарь огородных работ, а пятому вообще все по барабану, но если уж газета попалась ему в руки, то "зацепиться" он хоть за что-то должен. Иначе мы с вами, господа редакторы, работаем зря.
И не нужно мне рассказывать про отсутствие толковых кадров, несговорчивых рекламодателей, засилье пресс-служб и недостаточность финансирования от собственников СМИ. Я — газетчик и за 40 лет своей профессиональной деятельности все это проходила. Мы просто стали скучными, ребята, и признаемся честно: нам в большинстве своем нечего сказать людям. Да и не хочется. Или не умеем видеть, как меняется мир.
Интернет не убивает периодическую печать, он дает ей возможность стать другой: более динамичной, озорной и даже, если хотите, стебной. И в то же время более лиричной. Поменялся вектор тем: люди куда более охотно, чем раньше, говорят о себе, о личном. Одна из российских провинциальных газет в три раза увеличила подписной тираж, объявив конкурс читательских историй на тему: "Моя первая любовь". Аналогично "вздернула" тираж и ведущая русскоязычная газета Португалии. Редакцию буквально завалили письмами…
Золотое правило маркетинга гласит: "Мы продаем людям не товары и услуги, мы продаем их страх оказаться без них". Чего боятся люди? Чего боимся мы все? Чего хотим? И почему тогда молчим об этом?
Но ведь существуют и миллионы сайтов-однодневок, сотни тысяч блоггеров, которых, в общем-то, никто не читает. А как бурно кипят дискуссии в фан-клубах!
Мир меняется к лучшему. Люди перестают уповать на власти и преспокойно организуют свою жизнь сами, стараясь свести взаимоотношения с государством до уровня документов и налогов. Так называемое гражданское общество уже есть. Просто этого не видно в Приморье, но замечательно наблюдается в Москве. Есть множество самых разных общественных групп и волонтерских организаций. И самое интересное, что многие из них выпускают свои газеты. Выходят симпатичные газетки в дачных товариществах и микрорайонах. И корпоративные издания процветают, несмотря ни на что.
Недавно в Союзе журналистов мы с коллегами спорили о том, возможно ли сейчас в России создать общенациональную газету, такую, которую хотели бы читать по всей стране. Пришли к выводу: легко! Группа редакторов в Москве и журналисты-фрилансеры в регионах. Только это дорого и пока никому не нужно. Видимо, время собирать камни еще не пришло. Мы их пока все еще разбрасываем.
P.S. С Днем российской печати, дорогие коллеги-газетчики! Будем жить!