ВЛАДИВОСТОК, 8 янв – РИА Новости, Илья Горбунов. Рождественская служба с ожиданием чуда, мини-юбками, вмешательством полиции и последующим единением прихожан. Корреспондент РИА Новости отстоял Всенощную в Покровском кафедральном соборе Владивостока, чтобы узнать, кто и зачем приходит в церковь в ночь на Рождество.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
"Только посмотри на нее. Как она могла так одеться в храм. Позорище-то какое, и ведь пришла-то наверняка для галочки", — шепчет, обращаясь к своей соседке, бабушка в белом платке, сидящая на скамейке в соборе.
Я нахожусь в толпе, пришедшей на вечернюю службу перед Всенощным бдением. Рядом со мной стоит девушка, выглядящая скорее посетительницей клуба, чем православного храма. На ней мини-юбка, колготки в широкую сеточку и гламурная кожаная курточка. Единственный предмет одежды, выглядящий "по-церковному", – это платок на голове.
Эта девушка, как оказалось в дальнейшем, будет не самым интересным персонажем за вечер, но почему-то из всех, пришедших на вечернюю службу, больше всего мне запомнилась именно она. Наверно, потому, что была первой, кто удивил своим поведением в церкви. Но впереди была еще вся ночь.
Толпы молодежи и бдительность полицейских
На Рождество в церковь я хожу каждый год, то по работе, то по зову души. Но на рождественском Всенощном бдении не был еще ни разу, и поэтому решил попытаться отстоять его с самого начала, то есть с вечерней службы и до конца – до 4 часов ночи, когда по традиции должен пройти крестный ход вокруг храма. Правда, в этом году его не планировали.
Вообще, сама рождественская Всенощная продолжается всего три часа. Потом служат литургию, а уже после начинается собственно празднование Рождества. Но к Всенощной добавляется и вечерня, которую посещают немало верующих.
Так что целиком рождественская ночная служба занимает примерно восемь-десять часов. Но для удобства прихожан после вечерни делают перерыв, в который они могут сходить домой поесть или поспать. Поэтому на основную часть Всенощной я приезжаю только к одиннадцати часам. Людей на подходе к храму много, наверное, даже больше, чем на всей "вечерней", где, по моим подсчетам, было не меньше 500 человек.
Среди пришедших на службу много семей с детьми, причем людей до тридцати – большинство, они не теряются среди благочестивых старушек, как было, например, в прошлом году.
Кстати, приятный факт: полицейских на дежурстве очень много, и все они делают свою работу, как надо. Никому не мешают, вежливы, но при этом внимательны.
Единственное, что в этот вечер немного "не в тему", так это огромное количество попрошаек перед собором. Один из них, каждый раз забывая, что я уже дал ему немного мелочи, постоянно дергает меня за рукав, когда я прохожу мимо. Но с учетом того, что люди с протянутой рукой возле церкви — тоже своеобразная православная традиция, попрошайки мало кого всерьез раздражают. Многие, наоборот, отсыпают им монеты, поздравляя с праздником.
Зачем приходить на Всенощную
Мария Вячеславовна — женщина в возрасте, ей 79 лет, но она уже отстояла всю вечернюю службу и намерена ни на минуту не присесть во время Всенощной. Она истово молится перед одной из икон. Просит, чтобы ее мужу и сыну на небесах было хорошо, а внуки на земле росли здоровыми и счастливыми.
До начала Всенощной службы еще есть немного времени и я пытаюсь ненавязчиво узнать у пришедших в собор, зачем они это делают.
Мария Вячеславовна, например, ходит не на все службы. Помогает невестке воспитывать внуков, а на это в ее возрасте уходит слишком много сил и времени. Но на Рождество, Пасху и другие праздники в церкви бывает всегда. Впрочем, так поступают многие из прихожан, присутствующих в храме. Они верят, что Богу важно, что люди о нем помнят и ведут себя правильно. А сколько раз ходит тот или иной человек на службы – безразлично.
"Меня крестили родители, когда я еще мало что понимал. Потом, повзрослев, стал ходить в церковь и молиться чуть ли не ежедневно. Вот только чем взрослее ты становишься, тем меньше у тебя на это времени. Надо и с семьей быть, и деньги зарабатывать. Но если ты живешь по законам божьим, то вряд ли это суровая ошибка – ходить в церковь только по праздникам", — рассмеялся, но ответил мне прихожанин Антон, пришедший на Всенощное бдение с женой и дочкой.
Несмотря на то, что он верующий, его жена Катерина долгое время была атеисткой. Была до тех пор, пока сильно не заболела новорожденная дочка. Именно тогда женщина вместе с мужем и пошла впервые на службу. Тоже на рождественскую.
"Я была заворожена тем, как люди вели себя, как они молились. Но все же еще сомневалась, пока дочурка, которой врачи ставили серьезный диагноз, почему-то восьмого января не превратилась по всем анализам из тяжелобольной в просто сильно простывшую. Тоже серьезная, но, согласитесь, гораздо легче излечимая болезнь. Видимо, Бог в тот день услышал молитвы бывшей атеистки", — делится своими переживаниями жена Антона.
Действительно, судя по разговорам в толпе прихожан и поведению некоторых из них, некоторые пришли просто поглазеть на церемонию.
Православный дресс-код и срамные места
Помните, я удивлялся девушке в мини-юбке? Как оказалось, сегодня она была не самой нестандартно одетой в Покровском соборе.
Например, парень в распахнутой куртке, под которой виднелась волосатая грудь, и спортивных "трениках". Или девушки в вечерних платьях, открывающих немалую часть спины и поясницы, и на туфлях с высокой шпилькой. Были и неформально одетые ребята.
"Ну, я так всегда одеваюсь. Конечно, на меня смотрят косо, но я не понимаю, что плохого в пирсинге и куртке с заклепками. Я же верю в Бога, так зачем же мне еще и переодеваться для того, чтобы попасть в церковь?" — тихо возмущается в ответ на мой вопрос о внешнем виде девушка в одежде, больше подходящей для концерта панк-группы – кожаной куртке, высоких сапогах до колена и с пирсингом в бровях, ушах и носу.
В определенном смысле неформалка права. Если покрыта голова, и все "прелести" остаются закрытыми, то можно сказать, что одета женщина подходяще, подтверждает одна из женщин-служительниц.
Гораздо больше возмущают ее манеры, которые проявляют в стенах церкви зачастую весьма прилично одетые люди. Например, девушки, цокающие высокими каблуками по полу собора прямо в разгар молитвы.
"Надо понимать, что собор не место для телефонных разговоров или громкого смеха. Обычно, когда людей мало, никто себе этого не позволяет. Но на крупных службах многие прихожане ведут себя некультурно. Я уже десяткам двум замечания сделала", — рассказала женщина.
"Культуру должны воспитывать во всем. Если люди себя ведут так дома или на улице, то с чего вы взяли, что они будут вести себя как-то иначе в церкви. Они просто не понимают, что это место не школьная библиотека или театр. Это место другое – духовное", — поделился соображениями со мной один из полицейских, стороживших вход.
Изгнание из храма
"О боже, что она делает. Это же богохульство", — услышал я возглас одного из молящихся.
Поворачиваю голову и вижу, как в центре собора женщина выдергивает цветы, окружающие иконы. Она одета в шубку, на лице вуаль, да и платка на ее голове нет.
"Остановите же ее. Что делает эта тварь! Господи, прости ее", — возмущается стоящий рядом со мной мужчина и пытается протиснуться через толпу к возмутительнице спокойствия.
Сразу же все прихожане, даже получившие ранее замечания от служительниц церкви, возмущаются поступком нарушительницы спокойствия.
"Разве так можно-то в день рождественской службы? Зачем она это делает?" — осуждающе произносит ярко накрашенная девушка, до этого инцидента весело перешептывавшаяся со своим молодым человеком.
"Она же себя позорит. Есть же люди, для которых слово "святое" просто отсутствует", — крестится мужчина с лицом настоящего "братка".
Один из церковных служителей позже рассказал, что эта женщина страдает душевным расстройством и зла никому не хотела. Просто обострилось психическое заболевание. Но ее поступок сразу объединил людей, находящихся в церкви, вне зависимости от их возраста и мировоззрения.
Конечно, через некоторое время ажиотаж спал, и люди в соборе вновь разделились на свои компании и группы, но именно в этот момент прихожане как никогда почувствовали себя одним целым.
Между тем Всенощная продолжалась, и впереди было еще три часа молитв, посвященных Рождеству. Они прошли тихо и торжественно, как и положено священному действу. А в собор всю ночь шли новые люди: и верующие, и просто пришедшие посмотреть.