Полпред президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Алексею Стрельцу о том, кого он хочет видеть на посту мэра Новосибирска, в чем были не правы новосибирские власти в прошедшем году, а также о том, как можно охарактеризовать 2013 год в целом для Сибири и о планах аппарата полпреда на 2014 год.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
- Виктор Александрович, как сложился 2013 год для сибирских регионов?
— Год был трудным. Было немало объективных причин и внешних факторов, которые осложняли работу. В Сибири велика доля добывающей промышленности, а ценовая конъюнктура на мировых рынках была неблагоприятной. Цены на алюминий упали практически вдвое, на уголь – на 40%. Значительная часть экономики работала без прибылей, соответственно, и бюджет потерял часть налога на прибыль, доходов не хватало.
Что касается социальной сферы, то можно отметить позитивные демографические показатели. Говорить, что население приросло — преждевременно, но численность его сохраняется. А это для Сибири тоже результат, поскольку у нас много лет преобладали тенденции, связанные с выездом в центральные регионы.
В целом, год был рабочий, который проходил не в самых благоприятных условиях. Тем не менее, он был временем развития.
- А какие тенденции уходящего года вы можете отметить касательно Новосибирской области?
При этом здесь по целому ряду экономических и социальных проблем проявляется свой, субъективный фактор – здесь больше было тактических долговременных ошибок местной власти.
- Каких ошибок?
— В частности, можно было не допустить такого дефицита бюджета, который в этом году сложился. Понятно, что доходы недополучены, но можно было точнее спланировать. Мы изначально видели, что план по доходам завышен. Были серьезно завышены и расходы бюджета. Более точно и эффективно нужно было подходить к расходам, этого сделано не было.
В итоге резко возрос дефицит бюджета, внутренний долг. К концу года даже были введены ограничения на реализацию некоторых социальных программ. Нужно идти на снижение дефицита.
- А над чем еще нужно задуматься местной власти?
— Есть в Новосибирской области серьезные проблемы с реализацией майских указов президента. В первую очередь, по расселению граждан из аварийного жилья и выделению жилья или земельных участков многодетным семьям. Все эти процессы идут, мягко говоря, вяло.
Непросто преодолеть и очередь в детские сады – в уходящем году, конечно, новые учреждения вводили, но очередь еще достаточно большая. Это непростая задача, мне кажется, нужно ее решение оптимизировать – больше привлекать типовых помещений, которые есть в городе, но используются для других целей, подготовительные группы размещать в школах.
В общем, есть большое поле деятельности, это задача, в том числе, уже и следующего года.
- В 2014-м году должен, наконец, решиться вопрос с переселением Гусинобродского вещевого рынка. Как вы оцениваете последние решения местных властей относительно барахолки?
— Согласитесь, проблема эта стояла давно. И можно было сформировать точную, ясную программу действий, чтоб сейчас не в цейтноте, не в горячке решать все вопросы. Ну как можно думать, что проблема решится, если его перенесут в другое место? Тем более в Пашино, где построены новые микрорайоны, и дороги к ним так перегружены, что сейчас стоит вопрос — как до жилья добраться. Тут уж не до новых объектов.
Мне кажется, нужно сохранять те преимущества, которые бизнес приобрел, работая в Новосибирске, глупо все это перечеркивать, лишать людей работы. Но Гусинобродский рынок должен стать более цивилизованным.
- А как бы вы это сделали?
— Нужно понятное видение того, что вы хотите построить, что вы хотите сделать. Не буду сейчас говорить о том, как я бы решил эту задачу, хотя рецепт у меня есть уже давно, и я всегда готов был поделиться этим пониманием с руководителями области и города. Но они, видимо, считают, что можно хаотично все делать — то принимать решения, то отменять их.
Вспомните, прошло уже больше двух лет с момента отмены ограничений для пенсионеров на проезд в общественном транспорте. А люди до сих пор выходят на пикеты – по давно решенной задаче. Это что, укрепляет доверие к власти? И здесь то же самое. Власть должна была понимать, что отсутствие системного решения по этому рынку будет упреком ей же.
То, что мы сейчас видим – это непрофессионализм. Даже если посмотреть по публикациям, не сразу разберешься, кто этим занимается – то ли город, то ли область, то ли один руководитель, то ли другой. Никогда такого не было, всегда все решения можно было спокойно и взвешенно принимать, а не метаться хаотично.
- А какими вопросами вы, как полпред, планируете заняться в следующем году?
Есть у нас такая традиция – в первый рабочий день нового года я собираю весь коллектив и делюсь с коллегами своим видением задач на год. Это еще не утвержденный план, а просто мои мысли вслух. Потом даю несколько дней, чтобы кто-то поспорил, кто-то предложил свое, но чтобы в течение первой половины января у нас план действий появился.
Но уже сейчас я сказать могу, что нашу работу в первой половине года во многом будет определять тематика послания президента Федеральному собранию. То, что президент сказал о Сибири, как территории развития, об особых налоговых режимах, особых экономических зонах. Думаю, что нужно эту целевую установку максимум за полгода трансформировать в новые законы, в четкий план.
- Какую именно роль в этом процессе будет играть аппарат полпреда?
— Мы будем не просто участниками, мы будем максимально форсировать эту работу. В первые месяцы будем готовить наши предложения федеральному правительству, будем собирать экспертное сообщество.
— У нас есть еще задачи по совершенствованию бюджетной политики в регионах. Мы будем выпускать даже специальные методические пособия для регионов. Там будут рекомендации, в частности, о передаче каких-то, например, социальных задач негосударственным структурам. Сегодня государство излишне много тратит на различные инфраструктурные программы, очень много может сделать частный бизнес при условии доходности.
- А доходность должно обеспечивать государство?
— Да. Взять, например, спортивный комплекс. Есть универсальный зал, каток, теннисные корты. Инвестор понимает, что окупаемость такого объекта очень длинная, потому что занимать его будут только вечером и в выходные дни. Но власть обеспечивает доходы – например, арендуя дневное время, заполняя зал детьми из спортивных школ.
В целом, задач у нас много. Это и антикоррупционная деятельность, и подготовка кадрового резерва, и выборы в ряде регионов, за которыми мы тоже будем следить. Условия наступающего года, очевидно, будут не проще, чем нынешнего, но задачи мы ставим более сложные.
- Новосибирск – столица Сибири. В 2014-м году выборы мэра. Какого человека вы хотели бы видеть на этом посту?
— Я думаю, это должен быть человек, которого хорошо знают в Новосибирске, и который хорошо знает Новосибирск. Естественно, такая известность и узнаваемость обеспечивается высокими человеческими качествами. Люди не всегда могут оценить профессионализм, но они должны видеть, что это человек порядочный, с безупречной репутацией.
У большинства новосибирцев будут вполне понятные и конкретные требования к мэру. И в ходе предвыборной кампании все будет зависеть от того, с какой степенью понятности и конкретикой кандидаты смогут представить будущее. Не хватает этой картины, чтобы кто-то показал ее и сказал: "Вот он, Новосибирск, через пять лет, через десять. Вот так нужно решать проблемы с ЖКХ, с транспортом и так далее".