ЛОНДОН, 1 янв — РИА Новости, Мария Табак. Шотландцы в сентябре 2014 года примут историческое решение: остаться ли Шотландии в составе Великобритании или стать независимым государством.
Восемнадцатого сентября им предстоит ответить на вопрос референдума "Считаете ли вы, что Шотландия должна быть независимой страной?" В том случае, если большинство шотландцев ответят "да", то Шотландия выйдет из состава Соединенного Королевства 24 марта 2016 года.
В течение всего 2013 года тема независимости Шотландии оставалась одной из главных внутриполитических тем Великобритании. Британское правительство во главе с премьером Дэвидом Кэмероном проводит тщательно спланированную кампанию, задача которой — объяснить шотландцам, какие трудности они навлекут на себя, став независимыми.
Главный аргумент сторонников сохранения Шотландии в составе Соединенного Королевства — экономика. Великобритания недвусмысленно дает понять, что в случае отделения Шотландия лишится права на использование в качестве национальной валюты британского фунта стерлингов. Это, в свою очередь, поставит шотландцев перед необходимостью выбрать между евро и, соответственно, проблемами еврозоны, и собственной валютой со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С другой стороны, британское правительство напоминает, что Шотландия находится в очень выгодном положении, сохраняя автономность в целом ряде вопросов — таких как здравоохранение, образование, транспорт и криминальная юстиция, при этом состоя во взаимовыгодном партнерстве с остальной Британией в том, что касается макроэкономики, оборонной сферы и внешней политики.
Сторонники независимости Шотландии недавно представили "белую книгу" — документ, в котором рассказывается о необходимости выхода из состава Великобритании.
В "белой книге", в частности, говорится, что в случае провозглашения независимости Шотландии каждый житель нового государства будет платить налогов на 600 фунтов стерлингов в год меньше.
В числе приоритетов развития "белая книга" называет оптимизацию налогообложения и улучшение условий соцобеспечения, прежде всего, детей. При этом авторы утверждают, что при снижении налоговой нагрузки и повышении соцобязательств государства экономика новой страны будет сильной и начнет развиваться быстрыми темпами. Основной статьей доходов сторонники независимости видят средства от продажи добываемых нефти и газа.
Сторонники независимости настаивают, что экономическая и финансовая ситуация в Шотландии устойчивее, чем в других регионах Великобритании.
При этом чиновники пока всячески уходят от ответа на вопрос о том, как власти нового государства будут обеспечивать пограничный режим в условиях полного отсутствия какой-либо пограничной инфраструктуры между Шотландией и Англией. Не отвечают они пока и на вопросы об их отношении к возможной миграции и ее влиянии на экономику нового региона, заявляя лишь о том, что за основу возьмут миграционную систему Ирландии.
Про фунт стерлингов сторонники независимости ведут споры, словно не замечая однозначной позиции Британии на этот счет: Шотландская национальная партия выступает за сохранение фунта стерлингов, националисты выступают против.
Согласно недавно проведенному рейтингу газеты Times, жители Шотландии после публикации "белой книги" не изменили отношения к вопросу о возможной независимости региона — большинство шотландцев по-прежнему хотели бы остаться гражданами единой Великобритании. Первый после публикации опрос показал, что доля сторонников независимости осталась на прежнем уровне — на уровне 27%. Согласно другим опросам, их число чуть выше, однако эксперты сходятся на том, что исход референдума будет зависеть от пока не определившихся участников, а их доля достигает 20%.
Шотландия, которая с 1707 года находится в законодательно оформленной унии с Англией, получила ограниченную автономию в рамках процесса деволюции в 1997 году. С 1999 года в Шотландии функционирует собственный парламент и исполнительная власть. Однако их полномочия ограничены в основном вопросами образования, культуры, здравоохранения, транспорта, охраны окружающей среды и рядом других сфер. Шотландия также традиционно имеет собственную судебную систему.