Чуть более пяти лет назад на базе Российского федерального ядерного центра — ВНИИ экспериментальной физики был создан Технопарк Саров. О сегодняшнем дне и перспективах технопарка, являющегося элементом национальной инновационной системы, РИА Новости рассказал генеральный директор ЗАО Технопарк Саров, кандидат технических наук Юрий Сумин:
— Юрий Валерьевич, почему технопарк, учредителем которого являются сразу три крупных столичных корпорации, разместился довольно далеко от Москвы — в Нижегородской области?
— Действительно, во всем мире технопарки, как правило, создаются и развиваются рядом с крупными научными и образовательными центрами, в местах концентрации знаний и компетенций. В понимании россиян, это — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск… Но существуют и другие, не менее сильные отечественные наукограды, которые в силу понятных причин ранее не имели широкой известности.
Город Саров, в закрытых документах советского времени значившийся как Арзамас-75, Кремлев, Арзамас-16, получил известность благодаря разработкам Федерального ядерного центра (ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ), в котором была создана первая советская ядерная бомба. Со времен основания центра в нем работала целая плеяда выдающихся ученых, чьи имена являются гордостью России — Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Самвел Кочарянц…
Технопарк появился именно в Сарове неслучайно. Вспоминаются слова, к сожалению, ныне покойного, академика, профессора, директора Объединенного института ядерных исследований в городе Дубне Алексея Норайровича Сисакяна. Он говорил, что все новое, будь то храм, институт или технопарк, строят в намоленном месте. Это высказывание также подтверждает логику выбора места создания технопарка рядом с городом Саров, который, помимо научных достижений, имеет богатую религиозную историю, связанную с именем Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых.
Сокращение финансирования ядерных программ заставили руководство Ядерного центра искать новые формы приложения научного и технического потенциала.
Так в 2004 году созрела идея создать открытую площадку рядом с городом Саров, на которой планировалось начать коммерциализацию технологий центра.
Вскоре на месте тепличного комплекса в пяти километрах от города в поселке Сатис началось строительство корпусов для размещения инновационных компаний.
Понимая, что выход на высококонкурентный гражданский рынок потребует партнерства с крупной коммерческой структурой, ГК Росатом и РФЯЦ-ВНИИЭФ объединили усилия с АФК Система, имеющей в своем портфеле крупные высокотехнологичные компании. В частности, Группу компаний РТИ, предприятия которой исторически специализируются на уникальных по сложности и масштабу проектах в сфере радиолокации и информационных систем, а в последние годы активно развиваются в сегменте космических технологий, систем безопасности, микроэлектроники.
В 2011 году в круг акционеров технопарка, помимо Системы и Росатома, вошло ОАО Роснано. Таким образом, сегодня развитием Технопарка занимаются сразу три крупных акционера. И каждый играет свою роль, дополняя компетенции друг друга.
— Какие задачи поставлены перед руководством технопарка?
— Основная цель — создание к 2020 году трех тысяч рабочих мест, строительство и расширение площади зданий и сооружений до 50 тысяч квадратных метров, привлечение не менее 60 компаний-резидентов Технопарка с годовым оборотом в 15 миллиардов рублей.
— Какие дополнительные возможности открывает перед технопарком государственно-частное партнерство?
— В технопарке реализуется государственно-частная программа финансирования инновационных проектов Научно-производственный кластер Росатом-Система, которая не имеет аналогов в России. В частности, она позволяет использовать государственные средства на капитальные затраты при условии софинансирования операционных затрат компанией-резидентом. В рамках программы уже реализуется 15 инновационных проектов, финансирование которых составило 1,6 миллиарда рублей.
При поддержке Минэкономразвития совместно с Нижегородской областью построено здание Бизнес-центра площадью 8,5 тысяч квадратных метров. Здесь будут располагаться молодые инновационные команды и отдельные компании, работающие в сфере услуг.
В рамках повышения привлекательности технопарка мы также активно обсуждаем вопрос снижения для компаний-резидентов арендных платежей за землю, налогов на имущество и добавленную стоимость. Мы очень надеемся получить такую поддержку, которая, в свою очередь, даст увеличенные поступления в бюджет за счет привлечения большего числа компаний и реализации новых проектов.
— Что из себя представляет структура парка сегодня?
— Технопарк — живая система, которую можно сравнить с экосистемой. Это некая среда, состоящая из сообщества компаний и стейкхолдеров, обменивающихся информацией, знаниями, финансами, технологиями и правами на них, а также конкретными продуктами и услугами.
На мой взгляд, чтобы создать в технопарке устойчивую саморазвивающуюся систему необходимо несколько обязательных ключевых ресурсов и участников.
Во-первых, это финансовые ресурсы. В нашем случае это государственно-частная программа НПК Росатом-Система, средства программы Минэкономразвития и региональные программы Нижегородской области, средства акционеров и самих компаний-резидентов, а также средства венчурных фондов и привлеченные инвестиции.
Второй момент — это поставщики проектов и технологий. В интересах Технопарка Саров эту задачу решают РФЯЦ-ВНИИЭФ, АФК Система, ГК Росатом, ОАО Роснано, РТИ, Саровский физико-технический институт и компании Саровского Инновационного кластера.
Далее — управляющая компания, которая обеспечивает функционирование инфраструктуры, привлечение резидентов, финансовых и научных ресурсов, а также в целом осуществляет взаимодействие и координацию всех ресурсов технопарка с учетом интересов компаний-резидентов. И, наконец, ключевой элемент экосистемы Технопарка Саров — это сами компании-резиденты, которые реализуют проекты и выводят конечные продукты и услуги на рынок.
— Какова технологическая специализация технопарка?
— Большинство российских и иностранных технопарков имеют 4-5 основных специализации, обусловленных наличием научно-технических ресурсов в оптимальной доступности. Наш технопарк — не исключение. Его специализация определяется научно-техническими направлениями РФЯЦ-ВНИИЭФ, а также компетенциями и системными проектами АФК Система, предприятий Группы компаний РТИ и Роснано.
Сегодня можно выделить пять основных направлений: ИТ, лазерные технологии, энергоэффективные технологии, сенсоры и автоматизация, материалы и покрытия.
В настоящее время больше всего компаний сконцентрировано в сегменте информационных технологий. Это является следствием того, что, несмотря на удаленность Сарова, данное направление весьма востребовано из-за низких транзакционных затрат в IT-индустрии. В целом же на конец 2013 года в технопарке работают 32 компании, их суммарный оборот перешагнул за миллиард рублей.
— Какие основные проблемы мешают дальнейшему развитию технопарка?
— Я уже упомянул, что мы надеемся снизить налоговое бремя для наших компаний. Высокие ставки, наряду с территориальной удаленностью Сарова, ведут к существенным издержкам для компаний. В бизнесе есть такое понятие — cost of doing business (стоимость ведения бизнеса), которая складывается из расходов на транспортировку, оплату ресурсов, привлечения финансов, персонала и прочего. Чем эта стоимость ниже — тем привлекательнее территория для компаний.
Вторая проблема для нас это, как ни странно, — сам город Саров, а точнее его закрытость. Специалисты, не являющиеся жителями закрытого города, не имеют возможности попасть в него. Жить в гостинице долгое время весьма затратно. Кроме того, технопарк находится в зоне регламентированного пребывания иностранных граждан.
Есть еще два парадокса развития, которые ограничивают наши возможности. Первый связан с налоговыми поступлениями в городской бюджет. Если компания из Сарова регистрируется на территории технопарка, то городской бюджет теряет поступления от ее деятельности, так как они уже идут в областной бюджет.
Вторая схожая проблема — мотивация РФЯЦ-ВНИИФ в создании инновационных компаний на территории технопарка. Ведь если из ВНИИЭФ выходит отдельный коллектив с проектом, то его выручка больше не является выручкой самого Ядерного центра, у которого есть свой план по увеличению выпуска гражданской продукции…
— Каковы основные стратегические направления развития Технопарка?
— В своей стратегии мы наметили ряд направлений, связанных с развитием инфраструктуры, проектной и венчурной деятельностью, поддержкой и продвижением резидентов, а также с трансфером технологий. Мы планируем разработать новую архитектурную концепцию строительства. Чтобы решить проблему въезда в Саров, принято решение начать жилищное строительство на территории технопарка. В этом есть потребность как для приезжих сотрудников, так и для самих жителей Сарова.
Проанализировав развитие успешных зарубежных технопарков, мы приняли модель, в соответствии с которой будем концентрироваться на развитии уже успешных компаний, находящихся на этапе расширения бизнеса. Именно эти компании быстро наращивают количество сотрудников, создают вокруг себя новые компании и увеличивают объемы реализации. В венчурной модели финансирования, наряду с маленькими компаниями, мы планируем инвестировать в нынешних резидентов технопарка.
В целом же стратегия продвижения резидентов будет осуществляться путем встраивания в цепочки корпоративных инновационных процессов, взаимодействия с крупными иностранными и российскими компаниями, организации семинаров, workshops, выставок, НТС, оказания консалтинговых услуг и внедрения программ обучения. Недавно мы договорились с ведущим конструкторским бюро Компас о доступе к базе научных разработок более 600 предприятий, входящих в группу компаний ГК Ростех.
Мы также планируем создать совместный с РФЯЦ-ВНИИЭФ центр трансфера технологий, который позволит эффективно решать задачи коммерциализации накопленного научного потенциала и даст Ядерному центру новые заказы.
— В марте 2014 года Международная ассоциация русскоязычных научно-технических специалистов RuSciTech проводит в американском городе Темпи конференцию RuSciTech Форум США-2014: Международное сотрудничество в науке, высоких технологиях и образовании. Ее спонсором выступает ГК РТИ. Чем итоги конференции могут быть полезны технопарку?
— Безусловно, это очень интересное для нас событие. Люди, которые сначала трудились в России, а потом поработали за границей, более точно понимают, что сейчас нужно делать в области разработок и как конкурировать на рынках. Они знают, что интересно зарубежным компаниям в плане аутсорсинга. По сути, эти люди являются некими проводниками информации, понятной нашим российским ученым-разработчикам. Мир становится открытым и нам просто необходимо начинать общаться и искать новые возможности сотрудничества в реализации проектов.
— Весной следующего года также планируется провести в технопарке конференцию IT-технологии в ОПК. Почему именно Саров избран площадкой форума, как это повлияет на перспективы сотрудничества технопарка с предприятиями и научными учреждениями ОПК?
— Ключевым организатором этой конференции выступает РФЯЦ-ВНИИЭФ. Все-таки, это оборонное предприятие, которое реализует контракты по государственным оборонным заказам. Площадка технопарка выбрана именно из-за того, что она является открытой для посещения и организация на ней отдельных секций будет более эффективной.
Что касается развития технопарка в сфере ОПК, то хотел бы отметить, что проекты НИР и ОКР, реализуемые в технопарке, основываются на научных разработках РФЯЦ-ВНИИЭФ и Группы компаний РТИ, в том числе, в области военных и прикладных гражданских технологий.
Учитывая эту специфику, R&D-центр Группы компаний РТИ, который действует сегодня в технопарке, совместно с ВНИИЭФ предложил министерству обороны создать на базе технопарка Центр неразрушающего контроля военной техники. Сегодня это очень актуальная задача, которая позволит снизить расходы и риски на этапах приемки и обслуживания вооружения и военной техники. Эти и другие инициативы мы планируем обсудить на конференции.