Наталия Григорьева
Жерар Депардье — француз с русской душой и российским паспортом — отмечает сегодня 65-летие. За почти пять десятилетий творческой деятельности актер снялся в двухстах с лишним фильмах, среди которых можно отыскать и серьезные драматические работы, и уморительные комедии и исторические эпосы. Проект Weekend вспоминает лучшие роли месье Депардье, прославившие актера задолго до того, как он стал нашим соотечественником.
"Двадцатый век" (Novecento, 1976)
Если не брать в расчет наделавший шума экзистенциальный фарс Бертрана Блие "Вальсирующие" (1974), в котором 26-летний Депардье сыграл героя времён после сексуальной революции, неприкаянного весельчака, жулика и ловеласа, то первой большой и значимой ролью актера можно считать картину Бернардо Бертолуччи — пятичасовую социально-политическую эпопею о новом столетии и судьбах нескольких поколений. Герой Депардье — Ольмо, выходец из бедной крестьянской семьи, подружившийся с сыном богатых помещиков Альфредо, которого в фильме играет Роберт Де Ниро. Они ровесники, родившиеся в 1900 году, на стыке эпох, им суждено вместе пройти все испытания, которые обрушиваются на Европу в первой половине века. От детской дружбы, не знающей социальных и культурных различий, через вынужденную разлуку во время Первой мировой войны, молодые люди приходят к противостоянию и оказываются по разные стороны баррикад — богатый наследник Альфредо, только выигравший от прихода к власти фашистов, и рабочий Ольмо, пострадавший от антикоммунистических репрессий режима Муссолини.
Бертолуччи, в 1976 году и сам убежденный коммунист, делает героя Депардье своего рода рупором собственных идей. В одной из сцен ближе к финалу картины Ольмо поворачивается к камере и, обращаясь к зрителям и называя их "товарищи", произносит монолог, вынося приговор и фашисткой идеологии, и всему классу господ-помещиков, приведших страну к войнам и разрухе. Однако последние кадры фильма указывают на то, что картина Бертолуччи в большей степени — притча об изменчивости судьбы и человеческом выборе. Постаревшие герои Депардье и Де Ниро снова оказывают у железнодорожной станции, где играли будучи детьми — приближается поезд, только теперь на рельсы ложится Альфредо, много лет назад испугавшийся и наблюдавший за делавшим то же самое Ольмо с безопасного расстояния.
"Последнее метро" (Le dernier metro, 1980)
Фильм Франсуа Трюффо, на съемочной площадке которого Депардье впервые встретился с Катрин Денев — их творческий дуэт, союз этакого крестьянского парня и девушки из высшего, буржуазного общества, стал идеальной формулой для создания истории о всепоглощающей страсти и невозможной любви. События фильма разворачивают во время Второй мировой войны в оккупированном фашистами Париже. Молодой актер Бернар Гранже (Депардье) устраивается на работу в "Монмартр", один из немногих продолжающих работу театров, для участия в постановке новой пьесы. Бывший директор Люка Штайнер (Хайнц Беннет) покинул свой пост и страну, боясь преследования из-за своего еврейского происхождения. Управление театром перешло к его жене — Марион (Денев).
Труппа театра у Трюффо становится моделью окружающего мира: здесь есть и те, кто молчаливо соглашается с нацистским режимом, есть и откровенные коллаборационисты, и, напротив, яростные борцы сопротивления. Не обходится и без любовного треугольника, тем более, что муж главной героини Марион, как выясняется, вовсе не уезжал. Картина не завоевала "Оскар", однако получила сразу 10 наград французской кинопремии "Сезар", в том числе как лучший фильм. Статуэтки достались и самому Трюффо за режиссуру, а также исполнителям главных ролей — Катрин Денев и Жерару Депардье.
Спустя 30 лет Депардье и Денев снова встретились на съемочной площадке — в фильме Франсуа Озона "Отчаянная домохозяйка", где она играет жену хозяина фабрики, а он — депутата-коммуниста, возглавляющего забастовку рабочих предприятия. В молодости у мадам Пюжоль (героиня Денев) и Бабена (Депадье) был роман: за историей их отношений кроется не только тайна ее героини, которая была особой весьма легкомысленной, но и напоминание о том, что Денев и Депардье уже "любили" друг друга на экране — оттого сцена танца мадам Пюжоль и Бабена исполнена такой светлой грусти.
"Соседка" (La femme d’a cote, 1981)
В предпоследнем фильме Франсуа Трюффо Жерар Депардье сыграл с Фанни Ардан, которая за эту работу была номинирована на французскую пермию "Сезар".
Бернар Кудре с семьей живет в тихом пригороде и ведет образ жизни примерного отца и мужа. В один прекрасный день в расположенный рядом дом въезжает семья Бошаров, и оказывается, что новая соседка Матильда — давняя знакомая Бернара. Много лет назад у них был бурный роман, однако, чувства не угасли до сих пор. Герои пытаются преодолеть искушение и спасти свои семьи, но так и не могут преодолеть взаимное влечение: Матильда и Бернар изменяют своим супругам, а заканчивается фильм трагедией.
Многие критики сравнивают "Соседку" с ранними работами Трюффо, в том числе с фильмом "Жюль и Джим", говоря о том, что влюбленные у этого режиссера всегда обречены: "Мужчина и женщина влюблены в сам факт любви. Они скорее восхищаются тем, что у них есть отношения, чем друг другом. Они не могут любить друг друга одновременно, каждому требуется быть отвергнутым, чтобы пробудить в себе страсть".
"Невезучие" (La chevre, 1981)
Один из величайших комедийных союзов не только французского, но и мирового кино — дуэт Жерара Депардье и Пьера Ришара — сложился на съемках этого фильма Франсиса Вебера, а позднее продолжил свое существование в картинах "Папаши" и "Беглецы". Приземленный герой Депардье — частный детектив Кампана — по заданию должен отыскать девушку Марию, пропавшую где-то в Южной Америке. На дело он отправляется в компании бухгалтера Франсуа Перрена — человека столь же невезучего, как и потерявшаяся Мария, а оттого неосознанно способного выйти на ее след. На протяжении всего фильма персонажи Ришара и Депардье попадают во все возможные классические комедийные ситуации, абсурдные и нелепые — все благодаря контрастности образов, непохожести героев, которые удивительным образом уравновешивают друг друга. Столкновение разума и чувства, рациональности Кампаны и спонтанности Перрена. Первый побеждает если не силой разума, то уж точно силой физической, второй — обаянием и детской непосредственностью, которая хоть и создает массу неприятностей — постоянные падения, не взлетающие самолеты, не открывающиеся автоматические двери, бьющие током электроприборы — но в итоге выводит героев на след Марии. Невезучесть Перрена оказывается заразительной — понадеявшись, что уж к нему-то судьба будет благосклонна, особенно когда рядом такой человек-катастрофа, как Перрен, Депардье-Кампана самонадеянно не ждет неприятностей — тут-то его и избивают тюремные охранники. Несмотря на то, что "первая скрипка" в "Невезучих" — все-таки Пьер Ришар, без оттеняющего его героя Депардье образ не вышел бы столь законченным и удавшимся.
"Сирано де Бержерак" (Cyrano de Bergerac, 1990)
"Простая формальность" (Una pura formalita, 1993)
Спустя три года в Канне был показан еще один фильм с участием Жерара Депардье: в этой детективной, даже мистической истории он сыграл вместе с Романом Полански, который здесь выступил исключительно как актер — режиссером картины является итальянец Джузеппе Торнаторе. Застигнутый врасплох страшной грозой в лесу писатель Онофф (Депардье) в поисках убежища натыкается на полицейских, которые без объяснения причин, забирают мужчину в участок. Там его встречает комиссар (Полански), отчего-то слишком хорошо знакомый с творчеством Онофф. Он заводит с героем Депардье беседу, которая то походит на задушевный разговор, то превращается в суровый допрос с пристрастием. Но за что же все-таки арестован Онофф и в каком преступлении его обвиняют, остается загадкой. Весь фильм по сути держится на этом диалоге двух персонажей, которые одновременно напоминают героев произведений то ли Кафки, то ли Достоевского — будто бы Порфирий Петрович допрашивает Йозефа К. Сам же сюжет можно отнести даже к жанру триллера, ведь правда — весьма неожиданная — открывается лишь в самых последних кадрах.
"Красотки" (Bimboland, 1998)
Трудно объяснить, в чем же на самом деле очарование этой незамысловатой комедии Ариэля Зейтуна. Антрополог Сесиль (Жюдит Годреш), посвятившая себя изучению первобытных племен, решается на смелый эксперимент — преобразиться и стать одной из светских львиц, девушек из высшего общества, что порхают с вечеринки на вечеринку в поисках богатого мужа, или как называет их одна из подруг Сесиль — "бимбо". Пройдясь по магазинам и салонам красоты, девушка преображается до неузнаваемости и с упоением погружается в дивный новый мир — под чутким руководством опытной "красотки-бимбо" Алекс (Ор Атика). И с удивлением обнаруживает, что жизнь, которую ведут ее новые знакомые, не так уж радужна, а сами они не такие уж пустышки, какими кажутся со стороны. Что касается Жерара Депардье, то ему в картине досталась эпизодическая роль ученого Лорана Гаспара, коллеги Сесиль, который влюбляется в нее в образе пышногрудой блондинки, даже не подозревая, что эта раскрепощенная красотка и его скромная знакомая в очках — один и тот же человек. Роль, представляющая мужчин не в лучшем свете — Депардье смело обыгрывает стереотип о том, как падки представители сильного пола на пресловутых длинноногих блондинок.
В последние годы большой во всех смыслах артист Депардье крайне серьезен по отношению к себе и к своим ролям. А ведь когда-то самоирония была свойственна и всем его героям, и самому актеру. Будь то высмеивание собственной неординарной внешности, или же своего "звездного" статуса. Так в 2000 году он сыграл самого себя в небольшом эпизоде еще одного фильма Бертрана Блие "Актеры" — Жерар Депардье здесь попадает в аварию на мотоцикле, пробивая головой щит с рекламой собственного фильма.