Рейтинг@Mail.ru
Кинохроника Сибири: судьбы на полках и кино за счет аренды - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Кинохроника Сибири: судьбы на полках и кино за счет аренды

© РИА Новости / Павел КомаровКинопроектор в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске, событийное фото
Кинопроектор в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске, событийное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Западно-Сибирская студия кинохроники имела коррпункты во всех областных центрах региона и еженедельно выпускала киножурнал "Сибирь на экране", но в 2005 году эта работа остановилась. Директор киностудии Виктор Серов накануне Международного дня кино рассказал о том, почему видеолетопись страны нельзя было прерывать и как ее можно восстановить.

НОВОСИБИРСК, 27 дек — РИА Новости, Григорий Кроних. Западно-Сибирская студия кинохроники имела коррпункты во всех областных центрах региона и еженедельно выпускала киножурнал "Сибирь на экране", но в 2005 году эта работа остановилась. Директор киностудии Виктор Серов накануне Международного дня кино рассказал о том, почему видеолетопись страны нельзя было прерывать и как ее теперь можно восстановить.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

От агитации к свободе

В просторном кабинете директора Западно-Сибирской киностудии Серова расставлено и развешено несколько десятков призов — малая часть тех, которые получили работы студии за почти 80 лет ее работы. Более 300 фильмов и тысячи выпусков журнала "Сибирь на экране", которые с 1930-х годов показывали еще кинопередвижки, лежат в хранилище студии.

Съемки фильмаИсполнители главных ролей в Елки 3 Антон Богданов и Мария ЛуговаяАвтомобиль с техническим обеспечением процесса съемки фильма Елки 3
Маленькая роль Новосибирска в большом кино: какие фильмы здесь снимали
"В 1950-е годы я был мальчишкой и жил в Иркутской области, в селе сплавщиков на берегу реки Бирюсы, и застал время, когда туда кинопередвижку киномеханик привозил на телеге. Там была большая конюшня, а при ней — конюховник, где хранилась сбруя, хомуты. В нем вешали простыню и показывали кино. Я помню, какое впечатление не только на детей, но и на взрослых оказывали эти сеансы", — вспоминает Серов.

Постепенно в стране была создана разветвленная система студий, каждая отвечала за свой регион. У Западно-Сибирской были коррпункты во всех областных центрах, они были обеспечены необходимым оборудованием. В Барнауле и Красноярске документалисты использовали ту же технику, что и в Москве. Еженедельно снимался 10-минутный киножурнал "Сибирь на экране".

© РИА Новости / Павел КомаровДиректор Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске Виктор Серов
Директор Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске Виктор Серов

"И это были материалы не только из городов, корреспонденты забирались и в глубинку. У нас хранятся километры этой пленки, тысячи выпусков журнала. Кроме того, снимались и тематические фильмы. Показывали продукцию студии — перед каждым киносеансом", — говорит директор.

Лидер группы Гражданская оборона Егор Летов, архивное фото
Вдова Егора Летова просит помочь с фильмом о "Гражданской обороне"
Для обеспечения этого были созданы и соответствующие мощности: копировальные цеха, которые порой работали в три смены, чтобы обеспечить необходимое число копий.

"Вся продукция, которая производилась, была, конечно, идеологически выверена, есть даже байка о том, как в 1930-х годах один оператор на съемку колхозных коров брал с собой ведро с известкой — закрашивать прилипший навоз. Но все равно это была хроника времени, ведь нельзя же вырезать все, там оставались живые лица, интересные кадры, а с ними образ и царившее настроение", — говорит он.

Для современников — это кинохроника, а для государства и последующих поколений — видеолетопись, считает Серов.

Свобода для кинематографистов наступила с приходом к власти Михаила Горбачева. Гласность — это было великое слово, вспоминает директор, которое нашло свое отражение в жизни кинематографистов.

© РИА Новости / Павел КомаровКатушка с магнитной лентой в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске
Катушка с магнитной лентой в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске

Рассвет перед закатом

И именно в 1990-е годы в Новосибирске проявилась целая плеяда талантливых документалистов, которые получали всероссийское, а иногда и европейское признание.

Они начали создавать фильмы, уже не связанные идеологией или другими установками, рассказывали просто — о чем болит их сердце, что волнует их ум. Это режиссеры Юрий Шиллер, Валерий Соломин, Элла Давлетшина и другие, операторы Борис Травкин, Петр Сиднев, Игорь Тирский…

© РИА Новости / Павел КомаровКинокамера – раньше орудие производства, теперь экспонат для музея Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске
Кинокамера – раньше орудие производства, теперь экспонат для музея Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске

"Шиллера всегда интересовало, что с человеком происходит в глубинке, когда он ходит, живет, смотрит… От власти он не зависит, а только от своего здоровья и понимания жизни, отношения к близким и работе. Представляете, как это сложно? Такое невозможно снять по заказу", — говорит Серов.

Продюсер и телеведущая Анастасия Журавлева во время съемок публицистической передачи Кстати, о погодеПродюсер и телеведущая Анастасия Журавлева во время съемок публицистической передачи Кстати, о погоде
Анастасия Журавлева: почему YouTube круче регионального ТВ
О создании фильма Соломина "Брызги шампанского" он рассказывает почти детективную историю: шел тот однажды по улице и заметил парня, почему-то "глаз за него зацепился". Соломин подошел, разговорились, оказалось, что парню 17 лет, и он сбежал из мест заключения. На вопрос, что тот собирается делать, парень ответил: "Поеду в Красноярск к матери".

"Тебя же искать будут", — сказал Соломин и предложил довести его до дома, но с одним условием – он будет снимать. Парень согласился, режиссер третьим в машину посадил оператора, и они поехали в Красноярск. Два дня ехали. Соломин обещание сдержал, парень встретился с матерью, оператор Виктор Гребенюк это снял – "трепетно и неравнодушно снял!" — и они расстались.

Через несколько лет Соломин разыскал парня. Он серьезных преступлений не совершал, хотя снова побывал в тюрьме. Например, переобул в магазине старые ботинки на новые, став, таким образом, вором. В итоге режиссер снял об этом пареньке, который не знает, как жить на воле и выжить в неволе, фильм, который потом получил Гран-при на кинофестивале "Россия".

Именно в то время Шиллер за свои фильмы получил Государственную премию, а Соломин стал членом Европейской академии киноискусств.

© РИА Новости / Павел КомаровДиректор Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске Виктор Серов рассказывает о кадре кинофильма "Красный газ"
Директор Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске Виктор Серов рассказывает о кадре кинофильма Красный газ

"Правда, в это же время появился, особенно со стороны Запада, спрос на "чернушные" фильмы, нечестные, которые искажали действительность. Этот спрос до сих пор есть, <…> хотя социальное "грязное белье" есть в любом обществе", — говорит собеседник.

Искусство за счет аренды

В 1994 году Серова назначили директором киностудии. С тех пор прошло почти 20 лет, и, по его словам, за все это время студия от государства не получила на развитие ни копейки.

В это время произошла смена технологий: вместо пленки появилась "цифра", старое оборудование стало просто железом. Зато отпала необходимость в проявочных и копировальных участках, монтажных. Освободившиеся помещения были сданы в аренду.

© РИА Новости / Павел Комаров"Хлопушка" фильма "Деревенские паровозы" Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске
Хлопушка фильма Деревенские паровозы Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске

"В 1990-е годы я многое перестроил под склады, которые тоже сданы в аренду, — вспоминает Серов, — только это и позволяет содержать здание, поддерживать инфраструктуру".

Кинозал 4DX в Новосибирске, архивное фото
Кинозал 4DX в Новосибирске: с попкорном и беременным не рекомендуется
От госфинансирования федеральное министерство культуры перешло к системе конкурсов. Соискателям предлагаются темы, по которым Минкульт принимает заявки, и студии могут участвовать в конкурсе, если хотят, наравне с частными компаниями.

"Когда мы в конкурсе побеждаем, то снимает — от двух до шести фильмов в год. В 2013 году снимаем три — два уже сданы, третий в работе. Смешно то, что частные студии, где три-четыре человека, тоже могут в год по три фильма сделать", — с горечью говорит собеседник.

И добавляет: "Кинематографисты считают, что нужно создавать государственный холдинг, объединяющий базовые студии Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Хабаровска. Тогда проблемы производства и обучения нового поколения кинодокументалистов будут решаться комплексно".

В текущем году государство вдвое сократило количество фильмов, которым оказало поддержку, что будет в следующем — неизвестно.

Как принято во всем мире, на Западно-Сибирской киностудии съемочную группу укомплектовывают, когда есть в работе фильм. Когда нет — договорников распускают, на студии остается только костяк, у которого всегда есть работа. Это и перевод старой пленки в цифровой формат, и выполнение несрочных заказов.

"Например, алтайцы просят подобрать хронику по сельскому хозяйству, сделать из нее фильм или, допустим, союз художников собирается отмечать юбилей — мы смотрим, что у нас есть по художникам. В лучшие годы на студии работало сотрудников раза в четыре больше, сейчас — порядка двух десятков", — говорит Серов.

Актеры, сыгравшие в фильме Шкварки с поклонниками, событийное фото
"Шкварки": новосибирцы сняли триллер о маньяке в городе
Студия может давать качественную кинопродукцию, но доходов, помимо аренды, у нее нет. Причина в том, что студия — государственная организация, и может работать только "вбелую", а частники этим обстоятельством не связаны.

"Мы не умеем делать плохие фильмы, но мы также не можем работать с серыми и черными деньгами, у нас расценки – какие они есть. Любой частник сделает заказную работу в 2-2,5 раза дешевле. О качестве я уже не говорю, но порядок цен такой, и мы – неконкурентоспособны", — признается Серов.

Сеть киностудий в 1990-е годы была практически ликвидирована: преобразованы студия Восточно-Сибирской кинохроники и Центральная студия документальных фильмов, исчезли и другие: красноярская, самарская, саратовская, не работают ростовская, владикавказская… В подвешенном состоянии студии в Санкт-Петербурге — документальных и научно-популярных фильмов.

© РИА Новости / Павел КомаровСтудийные видеомагнитофоны в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске
Студийные видеомагнитофоны в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске

"Большая ошибка, что с 2005 года не ведется кинолетопись страны. Телевидение не может заменить кинохронику, потому что телекомпании — это СМИ, причем, в основном, частные, они ничего не обязаны хранить, а тем более — передавать. На них не возложена функция душевной боли, они транслируют информацию…", — говорит собеседник.

Он добавляет, что игровое кино постоянно использует хронику, потому что документалисты создают образ эпохи, ее атмосферу.

"Когда через 30 лет люди обратятся к последнему десятилетию, то не найдут его, и это не вернуть, время ушло", — продолжает он.

© РИА Новости / Павел КомаровПроекционная аппаратура в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске
Проекционная аппаратура в Западно-Сибирской киностудии в Новосибирске

Повод для оптимизма

Однако Серов не склонен совсем пессимистично смотреть в будущее — он говорит, что систему кинохроники еще можно восстановить. И совсем недавно к этому появились предпосылки.

Студентка НГТУ Лилия Петрова представит Новосибирск на конкурсе Краса России, архивное фото
Новосибирская лауреатка "Красы России" хочет сделать карьеру актрисы
"Министерство культуры провело мониторинг, собирая предложения студий. Это значит, что будет вестись анализ — чего мы хотим делать сами. Мы подали около 30 заявок, какие-то из них, возможно, получат финансирование, сейчас студия могла бы выпускать в год порядка 10 фильмов", — поясняет директор киностудии.

Второй повод для оптимизма заключается в том, что на студии и вокруг нее стали появляться молодые люди, смена, которой очень хочется делать кино. Именно государственные студии, кстати, всегда несли функцию воспитания смены, а она, несмотря на все сложности, в профессию приходит.

"Всегда есть люди, которых кино притягивает, словно магнит", — говорит Серов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала