НОВОСИБИРСК, 27 дек — РИА Новости, Григорий Кроних. Западно-Сибирская студия кинохроники имела коррпункты во всех областных центрах региона и еженедельно выпускала киножурнал "Сибирь на экране", но в 2005 году эта работа остановилась. Директор киностудии Виктор Серов накануне Международного дня кино рассказал о том, почему видеолетопись страны нельзя было прерывать и как ее теперь можно восстановить.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
От агитации к свободе
В просторном кабинете директора Западно-Сибирской киностудии Серова расставлено и развешено несколько десятков призов — малая часть тех, которые получили работы студии за почти 80 лет ее работы. Более 300 фильмов и тысячи выпусков журнала "Сибирь на экране", которые с 1930-х годов показывали еще кинопередвижки, лежат в хранилище студии.
Постепенно в стране была создана разветвленная система студий, каждая отвечала за свой регион. У Западно-Сибирской были коррпункты во всех областных центрах, они были обеспечены необходимым оборудованием. В Барнауле и Красноярске документалисты использовали ту же технику, что и в Москве. Еженедельно снимался 10-минутный киножурнал "Сибирь на экране".
"И это были материалы не только из городов, корреспонденты забирались и в глубинку. У нас хранятся километры этой пленки, тысячи выпусков журнала. Кроме того, снимались и тематические фильмы. Показывали продукцию студии — перед каждым киносеансом", — говорит директор.
"Вся продукция, которая производилась, была, конечно, идеологически выверена, есть даже байка о том, как в 1930-х годах один оператор на съемку колхозных коров брал с собой ведро с известкой — закрашивать прилипший навоз. Но все равно это была хроника времени, ведь нельзя же вырезать все, там оставались живые лица, интересные кадры, а с ними образ и царившее настроение", — говорит он.
Для современников — это кинохроника, а для государства и последующих поколений — видеолетопись, считает Серов.
Свобода для кинематографистов наступила с приходом к власти Михаила Горбачева. Гласность — это было великое слово, вспоминает директор, которое нашло свое отражение в жизни кинематографистов.
Рассвет перед закатом
И именно в 1990-е годы в Новосибирске проявилась целая плеяда талантливых документалистов, которые получали всероссийское, а иногда и европейское признание.
Они начали создавать фильмы, уже не связанные идеологией или другими установками, рассказывали просто — о чем болит их сердце, что волнует их ум. Это режиссеры Юрий Шиллер, Валерий Соломин, Элла Давлетшина и другие, операторы Борис Травкин, Петр Сиднев, Игорь Тирский…
"Шиллера всегда интересовало, что с человеком происходит в глубинке, когда он ходит, живет, смотрит… От власти он не зависит, а только от своего здоровья и понимания жизни, отношения к близким и работе. Представляете, как это сложно? Такое невозможно снять по заказу", — говорит Серов.
"Тебя же искать будут", — сказал Соломин и предложил довести его до дома, но с одним условием – он будет снимать. Парень согласился, режиссер третьим в машину посадил оператора, и они поехали в Красноярск. Два дня ехали. Соломин обещание сдержал, парень встретился с матерью, оператор Виктор Гребенюк это снял – "трепетно и неравнодушно снял!" — и они расстались.
Через несколько лет Соломин разыскал парня. Он серьезных преступлений не совершал, хотя снова побывал в тюрьме. Например, переобул в магазине старые ботинки на новые, став, таким образом, вором. В итоге режиссер снял об этом пареньке, который не знает, как жить на воле и выжить в неволе, фильм, который потом получил Гран-при на кинофестивале "Россия".
Именно в то время Шиллер за свои фильмы получил Государственную премию, а Соломин стал членом Европейской академии киноискусств.
"Правда, в это же время появился, особенно со стороны Запада, спрос на "чернушные" фильмы, нечестные, которые искажали действительность. Этот спрос до сих пор есть, <…> хотя социальное "грязное белье" есть в любом обществе", — говорит собеседник.
Искусство за счет аренды
В 1994 году Серова назначили директором киностудии. С тех пор прошло почти 20 лет, и, по его словам, за все это время студия от государства не получила на развитие ни копейки.
В это время произошла смена технологий: вместо пленки появилась "цифра", старое оборудование стало просто железом. Зато отпала необходимость в проявочных и копировальных участках, монтажных. Освободившиеся помещения были сданы в аренду.
"В 1990-е годы я многое перестроил под склады, которые тоже сданы в аренду, — вспоминает Серов, — только это и позволяет содержать здание, поддерживать инфраструктуру".
"Когда мы в конкурсе побеждаем, то снимает — от двух до шести фильмов в год. В 2013 году снимаем три — два уже сданы, третий в работе. Смешно то, что частные студии, где три-четыре человека, тоже могут в год по три фильма сделать", — с горечью говорит собеседник.
И добавляет: "Кинематографисты считают, что нужно создавать государственный холдинг, объединяющий базовые студии Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Хабаровска. Тогда проблемы производства и обучения нового поколения кинодокументалистов будут решаться комплексно".
В текущем году государство вдвое сократило количество фильмов, которым оказало поддержку, что будет в следующем — неизвестно.
Как принято во всем мире, на Западно-Сибирской киностудии съемочную группу укомплектовывают, когда есть в работе фильм. Когда нет — договорников распускают, на студии остается только костяк, у которого всегда есть работа. Это и перевод старой пленки в цифровой формат, и выполнение несрочных заказов.
"Например, алтайцы просят подобрать хронику по сельскому хозяйству, сделать из нее фильм или, допустим, союз художников собирается отмечать юбилей — мы смотрим, что у нас есть по художникам. В лучшие годы на студии работало сотрудников раза в четыре больше, сейчас — порядка двух десятков", — говорит Серов.
"Мы не умеем делать плохие фильмы, но мы также не можем работать с серыми и черными деньгами, у нас расценки – какие они есть. Любой частник сделает заказную работу в 2-2,5 раза дешевле. О качестве я уже не говорю, но порядок цен такой, и мы – неконкурентоспособны", — признается Серов.
Сеть киностудий в 1990-е годы была практически ликвидирована: преобразованы студия Восточно-Сибирской кинохроники и Центральная студия документальных фильмов, исчезли и другие: красноярская, самарская, саратовская, не работают ростовская, владикавказская… В подвешенном состоянии студии в Санкт-Петербурге — документальных и научно-популярных фильмов.
"Большая ошибка, что с 2005 года не ведется кинолетопись страны. Телевидение не может заменить кинохронику, потому что телекомпании — это СМИ, причем, в основном, частные, они ничего не обязаны хранить, а тем более — передавать. На них не возложена функция душевной боли, они транслируют информацию…", — говорит собеседник.
Он добавляет, что игровое кино постоянно использует хронику, потому что документалисты создают образ эпохи, ее атмосферу.
"Когда через 30 лет люди обратятся к последнему десятилетию, то не найдут его, и это не вернуть, время ушло", — продолжает он.
Повод для оптимизма
Однако Серов не склонен совсем пессимистично смотреть в будущее — он говорит, что систему кинохроники еще можно восстановить. И совсем недавно к этому появились предпосылки.
Второй повод для оптимизма заключается в том, что на студии и вокруг нее стали появляться молодые люди, смена, которой очень хочется делать кино. Именно государственные студии, кстати, всегда несли функцию воспитания смены, а она, несмотря на все сложности, в профессию приходит.
"Всегда есть люди, которых кино притягивает, словно магнит", — говорит Серов.