Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Новый год вряд ли порадует москвичей покровом из свежевыпавшего снега, сообщили синоптики. Столица останется серой днем, но зато ночью она отыграется за все. В этом году огни Москвы зажигаются на центральных улицах и площадях как-то по-особому ярко и с неведомой доселе лихостью оформления городского предновогоднего пространства. Весело? Весело. Со вкусом? Не всегда. Световое соперничество Москвы с Лас-Вегасом оставляет двойственное впечатление.
Огни Москвы
Каждое утро в кромешной темноте я выезжаю на Кутузовский проспект – там, где он пересекается с Рублевкой. Думаю, не только москвичам понятно, какое это ответственное место и кто здесь время от времени ездит.
Кутузовский встречает московских водителей и пешеходов сдержанно – несколько деревьев обмотаны лампочками и зловеще светятся в темноте, напоминая одноногих монстров. Человека за рулем они, в общем, не отвлекают от дороги. И далее, вплоть до Поклонной горы, все довольно спокойно: проспект украшен в строгом государственном стиле – гирляндами в цветах триколора.
А вот у Триумфальной арки мозг водителя начинает взрываться. Среди рощицы искусственных мигающих сакур стоят горящие Дед Мороз и Снегурочки, к которым мчатся такие же огненные зайцы, тюлень и лисичка. Но настоящий "праздник богатства и порока" начинается после Третьего кольца. Вечно пульсирующее сердце башни Москвы-сити, фонари и растяжки, деревья, огромные буквы "Ролекс" и подсвеченные фасады сталинских домов, витрины дорогих магазинов – если авторы всего этого великолепия ставили перед собой задачу отвлечь водителя от дороги, им это удалось.
Но как только ты подумаешь, что хуже уже не будет, как начинаются по-настоящему страшные вещи. В начале Нового Арбата нас приветствуют две елки "Звездопад", а у здания-книжки, бывшего СЭВ – еще три, все они радостно мигают разноцветными фонариками, переливаются и горят, как в последний раз. А с другой стороны, там, где срыли с лица земли Новинский бульвар, за грязным строительным забором из руин вырастают обмотанные лампочками стволы деревьев и мерцают мертвенно-синим цветом – как восставшие из ада.
В раздумьях об этом я еду до поворота на Гоголевский. И здесь мои глаза водителя ждет еще один взрыв. Кажется все, что придумала беспокойная мысль китайских производителей в области светящихся конструкций, нашло место на этом небольшом участке когда-то тихого московского центра. Деревья тут светятся всеми цветами, между ними расставлены елки разных видов, мигающие снеговики, огненные врата (две штуки), с проводов стекают разноцветные гирлянды, и на каждом столбе – большой зеленый фонарь.
Гвоздем композиции является светомузыкальный фонтан, полыхающий прямо под памятником Н.В.Гоголю. На лице писателя явно написано: "Широк русский человек…".
Все это производит особенный эффект рано утром – тогда на целый день формируется стойкое ощущение, что находишься под действием каких-то галлюциногенов. Однако все не так просто, и никакая это не самодеятельность, а элемент утвержденной правительством Москвы концепции новогоднего оформления города.
Светомузыкальный фонтан, судя по этому документу, – это еще гуманно. Ведь в других районах установлены светомузыкальные композиции "В гостях у сказки", гигантские светодинамические "Снежинки", елки ОДК "Подарочная", представляющая собой пирамиду из коробок, на которую приземляется вертолет, и другие нарядные вещи.
И речь даже не об эстетических претензиях – на вкус и цвет, сами знаете… Всем не угодишь. Мне как водителю прежде всего непонятно, каким образом такое радикальное освещение вокруг проезжей части прошло экспертизу на безопасность движения. Для глаз человека за рулем все эти мигающие в темноте елочки и снеговики – просто катастрофа, а дорожные знаки теряются в море огней…
Лечение зимней депрессии
Идея властей столицы помочь москвичам справиться с зимней депрессией достойна всяческой похвалы. Как рассказал в эфире одного из телеканалов заместитель мэра Москвы Петр Бирюков, к проекту удалось привлечь бизнес, "москвичей-предпринимателей, которые любят свой город".
Получилось, правда, что любят они его как-то неравномерно: где-то довольно скупо и лаконично, как старый солдат, а в каких-то местах настолько неистово, что аж глаза болят.
И это вдвойне обидно, потому что здесь же, в Москве, перед глазами – пример обратного свойства.
Что такое по-настоящему концептуальное, продуманное световое оформление уличного пространства, можно увидеть, погуляв для сравнения по Страстному бульвару, Никольской, Рождественке или Кузнецкому Мосту, над украшением которых работали французские художники в рамках фестиваля "Лучший город зимы", организованного департаментом культуры столицы. В подобных местах про нашу столицу действительно можно сказать так: лучший город зимы.