О планах России во время ее председательства в "большой восьмерке" в 2014 году, проблемах реформы МВФ и дискуссиях в "большой двадцатке", о гуманитарных проектах помощи развивающимся странам в интервью корреспонденту РИА Новости Полине Чернице рассказал посол по особым поручениям МИД РФ, заместитель представителя президента РФ в "группе восьми" Вадим Луков.
— Повестка саммитов "восьмерки" и "двадцатки" традиционно концентрируется вокруг таких тем, как госуправление, мировое развитие, торговля, вопросы транспарентности и т.п. Если говорить о российском председательстве в "Большой восьмерке" в 2014 году, на что будет сделан особый акцент? В чем будет уникальность именно сочинского саммита?
— Говорить об акцентах в программе нашего председательства в "восьмерке" несколько преждевременно. Это прерогатива президента России. Сейчас можно сказать, что система приоритетов российского председательства будет отражать, с одной стороны, наиболее острые вызовы международной безопасности и социально-экономического развития, а с другой, по-видимому, "вберет" в себя большое число традиционных тем прошлых лет, которые не потеряли своей актуальности. К числу последних, на мой взгляд, относятся проблемы региона Северной Африки и Ближнего Востока.
— Какие гуманитарные проблемы и инициативы будут рассмотрены в ходе российского председательства?
— Традиционно на саммитах "восьмерки" обсуждаются проблемы содействия развитию беднейших стран мира. Участники восьмерки берут на себя обязательства выделить определенные суммы на конкретные задачи, а потом вносят эти средства или часть их в специализированные фонды международных организаций, либо действуют на двусторонней основе.
Проиллюстрирую, как это выглядит на примере России. В 2010 году была принята на саммите в Канаде так называемая Мускокская инициатива. Суть ее — выделить 7,5 млрд долларов в течение 5 лет на снижение материнской и младенческой смертности в беднейших странах мира. Россия уже выделила в общей сложности больше ста двадцати миллионов долларов. На что идут эти деньги? Первое — повышение квалификации медперсонала, в общей сложности через эту систему пройдет больше 1200 врачей до 2015 года. Второе — медпрепараты и оборудование, которые передаются странам участницам программы. И третье — на квалифицированный аудит системы родовспоможения и послеродового медицинского сопровождения матерей и детей. Такой аудит очень востребован с учетом того, что в ряде стран вообще отсутствуют профессиональные акушеры в ряде районов. И это, конечно, драма.
По линии Мускокской инициативы мы помогаем в общей сложности 12 странам — это Армения, Молдавия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан, Ангола, Эфиопия, Монголия и Никарагуа, Вьетнам и Намибия. Программа пользуется большой популярностью, она действует уже 3 года на базе наших ведущих научно-медицинских центров, таких как Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова и Научно-исследовательский институт детских инфекций.
— Как изменилось экономическое "досье" "Группы восьми" в последние годы?
— После резкого усиления роли "двадцатки" в 2008 г. круг экономических, финансовых тем, которыми занимается "восьмерка", заметно изменился. Теперь в фокусе внимания лидеров — прежде всего экономические проблемы самих стран-участниц. Однако в то же время, отталкиваясь от собственного опыта, "Группа восьми" стремится выходить на общезначимые проблемы и варианты их решения. Так, в 2013 г. британское председательство подняло весьма актуальные темы борьбы с уклонением от уплаты налогов и выводом прибыли за границу. Обе темы, кстати, исключительно актуальны для нашей страны, о чем говорят только что принятые меры правительства в этой сфере.
И здесь проявились, с одной стороны, роль "восьмерки" как полезного катализатора решений "двадцатки", а с другой — незаменимая роль "Группы двадцати" как главного форума международного экономического сотрудничества участвующих в нем государств. Без поддержки "двадцатки" инициативы "восьмерки" по этим вопросам не приобрели бы, по сути, глобального масштаба, а с этим — совсем иной эффективности.
— О сопряжении усилий говорил, кстати, и российский президент, когда отметил, что не нужно искусственно разделять повестку "восьмерки" и "двадцатки". Можно ли сказать, что на саммите в Сочи удастся реализовать этот тезис?
— После появления "Группы двадцати" экономические функции "восьмерки" несколько модифицировались и стали уже. Размышлять о судьбах всей мировой экономики и давать рекомендации "двадцатке" теперь нет нужды. Тем более что все члены "восьмерки" входят в G20. "Восьмерка" теперь больше действует через личный пример, стремится демонстрировать лидерство в таких сферах, как борьба с международным терроризмом, как модернизация системы содействия международного развития, для того чтобы повысить ее эффективность в условиях, когда донорские средства, увы, ограничены из-за экономического кризиса, как концентрация усилий партнеров на наиболее острых социально-гуманитарных проблемах. Думаю, это коллективное лидерство "восьмерки" на ряде направлений идет на пользу "двадцатке". А что касается роли самой "восьмерки" в "Группе двадцати", то здесь бы я предостерег от подачи "Группы восьми" как штаба "двадцатки". Мир стал многополярным, появились новые центры экономической мощи. Возьмите тот же БРИКС. Даже в этом году, не самом лучшем для развивающихся стран, разрыв между темпами роста ВВП группы БРИКС и развитых стран составит 4,1 процента. Спрашивается, кто даже сейчас выступает локомотивом глобальной экономики?
— Обсуждается ли в "восьмерке" реформа МВФ?
— Тема реформы МВФ традиционно стоит высоко в повестке дня "двадцатки". Однако должен сказать, нет оснований быть довольными тем, как эта реформа развивается, а точнее — вообще не развивается. В самом деле, в январе 2014 года должен быть закончен не только 14-й раунд реформы, но и 15-й, который должен быть основан на новой формуле расчёта квот стран-акционеров МВФ. Где ратификация американским конгрессом условий 14 раунда реформы? Ее нет.
Где запуск 15-го раунда реформы? Нет, потому что не ратифицированы еще условия 14 раунда. А они были утверждены Советом управляющих МВФ аж 15 декабря 2010 года с поручением всем государствам-акционерам завершить ратификацию этого решения в середине 2012 года. Россия это добросовестно сделала в июле 2012 года. Страны, представляющие 76 процентов уставного капитала МВФ, это сделали. Не сделали США, а они "весят" 16, 6 процента уставного капитала. И без них реформа не получается. В итоге с каждым саммитом "двадцатки" страны БРИКС и их единомышленники из числа развивающихся стран все настойчивее ставят вопрос — где реформа МВФ? И все громче заявляют: не будет реформы, мы больше не сможем в прежних объемах поддерживать кредитные ресурсы МВФ.
— Вы уже несколько раз упомянули о растущей роли группы БРИКС в мировой экономике, о значении принимаемых в рамках БРИКС решений. Тем не менее главное решение — о создании Банка развития БРИКС — еще только оформляется. Точнее есть политическое решение о его создании, но все ждут запуска механизмов, начала работы.
— А вы знаете, сколько создавался Всемирный банк, тот же Международный валютный фонд? Ведь там были действительно страны-единомышленники — в том смысле, как США скажут, так оно и будет. Я имею в виду 1947-48 годы. Но там тоже процесс не в один день завершился. Теперь по банку. Первое — уже согласован объем уставного капитала, принцип принятия решений. Сейчас идут переговоры о распределении квот между участниками, о месте расположения штаб-квартиры. Также — по пулу валютных резервов — уже согласован его объем, 100 миллиардов долларов, принцип единогласия о принятии решений. И сейчас идут переговоры о механизме запуска действия этого пула в случае обращения за поддержкой тех или иных государств — участников БРИКС. То есть какие параметры дефицита госбюджета или платёжного баланса необходимо принимать во внимание, какая должна быть максимальная и минимальная продолжительность кредитования, процентные ставки и так далее.
— Но ведь "запуска" Банка развития ждали уже на саммите БРИКС в Дурбане в марте 2013 года…
— Это известная старая тактика. Наши западные друзья, СМИ, многие политики намеренно нагнетают ажиотаж и ожидания завышенные от мероприятий БРИКС с тем, чтобы когда все пройдет, с деланным разочарованием сказать — мы же говорили, у них ничего не выходит и все. Когда речь идет о десятках и даже сотнях миллиардах долларов тут важно ставить своей задачей не ублажить мировые СМИ, а принять взвешенные решения, от которых, как говорится, не будет потом мучительно стыдно. И больно государственным бюджетам соответствующих стран.
— В 2006 году Россия дебютировала в роли хозяйки саммита "Большой восьмерки". Как этот опыт помогает в организации нынешнего саммита — и в концептуальном плане, и в практических вопросах?
— С 2006 года мы прошли уже через горнило председательства сначала в ШОС, затем в АТЭС, а в 2013 г. — в "двадцатке". В итоге у России сейчас накопился, без преувеличения, уникальный опыт руководства глобальными механизмами управления. Уверен, он сослужит российской стороне добрую службу при подготовке саммита "восьмерки" 2014 года.