То и дело вспоминаешь Бывалова из "Волги-Волги": "Так хорошо началось: "Вызываем в Москву. И так скверно кончилось: "…художественную самодеятельность".
"Зенит" хорошо начал, резко, оторвавшись от ближайших конкурентов, и все эксперты ему уже отдавали первое место. Он рвал своих главных соперников легко и непринужденно. Плюс – длинная скамейка. А еще бразилец Халк — главная бронебойная сила футбольного Питера — тогда оставался на запасном пути. Тогда казалось, что все национальные титулы команде обеспечены. Да и перспективы на успехи на европейских газонах представлялись вполне себе реальными.
Но вот пришла и прошла осень; стали считать цыплят, то бишь очки. Вроде не так все и плохо. Мое болельщицкое сердце могло бы успокоиться. За первую строчку мы зацепились и из группы вышли, а радоваться не хотелось.
Не хотелось по такой дурацкой причине, как объективность. Вот люблю я эту команду своей молодости, а простить ей последнюю игру с "Аустрией" не могу. Да ладно бы горечь поражения, а то ведь еще и стыд за поражение. Особенно на фоне того, как играли "Барса", "Манчестер Сити", "Реал", "Бавария", "Боруссия"…
И закрадывается сомнение: а хорошо ли, что наша сборная прорвалась в Бразилию? И не обернется ли ее выступление за океаном ударом по имиджу РФ за рубежом? И более того: не скажутся ли отрицательно ее поражения на патриотическом воспитании нашего юношества?
Наверное, такие же мысли одолевали товарища Сталина и его преданных соратников, чуравшихся сравнения советских спортсменов со спортсменами зарубежными.
Странная история сложилась с подобными сравнениями. Я же отлично помню гастроли московского "Динамо" в Великобритании (осень 1945 года). То есть, я там не был и даже мед-пиво не пил в британских пабах. Но молва… Но сарафанное радио, короткие сюжеты в "Новостях дня", показывавшиеся перед киносеансами… И особенно запомнилась яркая брошюра с рассказом, иллюстрированным фотоснимками, об этом славном турне. Брошюра была затрепана, замызгана, но мы, мальчишки, дворовые форварды, стопперы и инсайды, ею дорожили, передавали друг другу под клятвенные обещания вернуть.
Динамовское турне было успешным, если не сказать триумфальным: из четырех матчей они выиграли два, в двух была ничья, а общий счет — 19:9. Правда, объективности ради стоит заметить, что "Динамо" на время поездки было усилено звездой ЦДКА Всеволодом Бобровым, а один из клубов-соперников ("Кардифф Сити") был на тот исторический момент клубом третьего дивизиона, за счет которого "Динамо" и получило столь впечатляющее соотношение забитых и пропущенных голов. Победа была одержана со счетом 10:1. Но все равно наши выглядели более чем достойно.
Во всяком случае, тогда стало очевидно, что уровни советского и европейского футбола соизмеримы и соотносимы.
Интерес со стороны широкой публики к той игре был вполне соответствующим. Тому свидетельство – кадры кинохроники тех лет: висящие на битком набитых трамваях и автобусах люди. Картинка, которая, видимо, и вдохновила создателей популярной тогда песенки: "Но упрямо едет прямо на "Динамо" вся Москва, позабыв о дожде".
Куда подевалась эта Москва сегодня, если даже тридцатитысячные стадионы не могут похвастаться аншлагами в дни проведения так называемых дерби?
Я лично помню, как в Питере Кировский стадион, вмещавший в себя до 80 тысяч болельщиков, часто забивался под завязку.
Между тем, в Западной Европе на больших стадионах и сегодня редко увидишь проплешину. Еще реже там увидишь безразличный, безучастный футбол, аналогичный тому, который демонстрировали игроки "Зенита" в упоминавшемся матче с "Аустрией".
Что же все-таки произошло с нашим футболом в последние годы? Отставание его от мирового уровня началось много раньше, еще в пору расцвета советской власти. Особенно по части клубного футбола.
С открытием межгосударственных границ и с откупориванием рынков футбольных звезд в Европу устремились таланты из Южной Америки, а затем и Африки. Легионеры не просто усилили богатые клубы, но и стимулировали рост технического мастерства местных игроков. Западный клубный футбол стал уходить от нашего, как скоростной поезд от ручной дрезины.
Ситуация несколько изменилась с разрушением железного занавеса. Стал возможен импорт иностранных звезд. И сразу с их появлением можно было заметить возросший интерес к национальному чемпионату. Пробудился не только региональный патриотизм, но и интерес, обусловленный качеством игры.
К спортивному азарту присоединилась футбольная эстетика. Вот что привлекает миллионы зрителей к этой игре на высшем уровне – на чемпионатах мира, Европы, в Лиге чемпионов, турнирах УЕФА… Чего, собственно, и не хватает нашему чемпионату, при всей патриотической любви к нему и при всей неприязни к дистиллированной объективности.
А что же тогда тормозит его развитие? Если ответить обобщенно, то советский менталитет. Я обратил внимание на то, что появившиеся у нас купленные за большие деньги классные звезды через год-другой становятся вполне себе заурядными игроками.
Как прекрасен был на поле приехавший из Италии Кришито, левый защитник. Теперь это ничем не выдающийся игрок. Отечественная звезда Роман Широков – очень талантливый футболист, но как же он неровно играет: то феерически, то никак. Самая большая в недалеком прошлом надежда российского футбола Андрей Аршавин, достигнув цели – оказавшись в легендарном "Арсенале", утратил вкус к развитию и самосовершенствованию. В итоге сел на скамейку запасных, вернулся в Питер, где не всегда получает место в стартовом составе.
Интервью Романа Широкова: о фанатах, жизни без соцсетей и шансах сборной России на ЧМ-2014 >>
Это все от непрофессионализма – зарплата устраивает, а больше ничего не надо. Престижный западный клуб наших талантливых мастеров больше не прельщает. Там не так денежно, как у нас.
…Только на днях звезда "Зенита" и игрок сборной Бразилии Халк заявил, что он никуда не собирается переходить — он вполне счастлив в "Зените". Меня, как московского болельщика питерской команды, это заявление от души порадовало. Без него "Зениту" мало что светит.
А с другой стороны, стало тревожно: не повторил бы он судьбу многих мастеров, приезжающих к нам в звездном статусе и покидающих нас без оного.
***
И все-таки я верю в команду, за которую болею всю свою жизнь. Даже теперь, когда ей предстоит встреча с такой могучей командой, как "Боруссия". Все так дружно хоронят "Зенит", что это бодрит и вселяет надежду на иной исход. Почему-то…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции