МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Госдума в понедельник в третьем чтении приняла пакет законов, регламентирующих правила и процедуру специальной оценки условий труда граждан РФ.
Установлено, что спецоценка условий труда будет проводиться не реже одного раза в 5 лет в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Отмечается, что оценка условий труда не будет касаться надомников, дистанционных работников и лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Четыре категории
В основном законе прописано разделение условий труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Одним из новшеств спецоценки рабочих мест станет то, что процедура вводит дифференциацию дополнительного тарифа в Пенсионный фонд России за вредное и опасное производство в зависимости от реальных условий труда. Кроме того, на основании результатов оценки условий труда будет устанавливаться объем гарантий и компенсаций сотрудникам за работу во вредных условиях.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Если в период действия декларации произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, происшедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и проводится внеплановая оценка условий труда.
Кто проводит оценку
Результаты проведения спецоценки условий труда передаются в Федеральную государственную информационную систему. Предполагается, что эта система заработает с 1 января 2016 года, а до этого момента сведения будут передаваться в Роструд.
Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую спецоценку условий труда. В качестве экспертов этой организации могут быть лица, прошедшие аттестацию Минтруда России и имеющие сертификат эксперта.
Минтруд России осуществляет формирование и ведение реестра организаций, проводящих спецоценку условий труда и экспертов. Государственный контроль за соблюдением требований закона осуществляется Рострудом. Кроме того, предусматривается и профсоюзный контроль.
Ужесточение ответственности
Второй принятый закон вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ, в КоАП, в Уголовный кодекс, а также акты пенсионного законодательства РФ. Документ ужесточает административную и уголовную ответственность за нарушения законодательства об охране труда.
В УК РФ предусматривается увеличение размера наказания за нарушения требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В том числе, ужесточается ответственность (до пяти лет лишения свободы) за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности гибель двух и более лиц.
В КоАП РФ выделяются наиболее опасные для жизни и здоровья работников нарушения законодательства об охране труда в отдельную статью. Она предусматривает несколько составов правонарушений: нарушение порядка проведения оценки условий труда или ее непроведение, допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, допуск работника, не прошедшего обучения и не обеспеченного средствами индивидуальной защиты.