САМАРА, 20 дек — РИА Новости, Нина Белая. "АвтоВАЗ" теряет позиции в столице и делает ставку на регионы — это вполне оправданная стратегия с учетом текущих тенденций на российском авторынке, говорят эксперты, опрошенные РИА Новости, комментируя прекращение сотрудничества тольяттинского автогиганта с его крупнейшими московским дилером "Автомир".
"Автомир", крупнейший автодилер России, представляющий более 20 брендов, за 11 месяцев сократил продажи автомобилей Lada почти вдвое — до 2,451 тысячи штук. Доля бренда Lada в общей выручке дилера также снижается — до 1,6% в 2013 году с 2,2% по итогам 2012 и 2011 годов.
С точки зрения дилеров, в регионах им работать выгоднее. И я думаю, тенденция ухода в регионы сохранится. Текущие модели, такие как Lada Granta и Lada Kalina, сейчас лучше покупают именно там", — говорит эксперт независимого аналитического агентства "Инвесткафе" Андрей Шенк.
Оправданная стратегия
Эксперт аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов также отмечает, что позиция столичных дилеров мотивирована общей тенденцией рынка.
"Ситуация такая, что продажи "АвтоВАЗа" падают, причем они падают быстрее рынка. Если для рынка это падение на 6-7%, то у "АвтоВАЗа" падение исчисляется двузначными числами. Это сказывается и на работе дилеров, на их финансовых показателях. Поэтому такая позиция "Автомира" неудивительна. Прибыль дилеров "АвтоВАЗа" в столичном регионе падает", — говорит Тимерханов.
"То, что сейчас происходит, — это просто мультипроцесс, и он логично завершается. Имидж автомобилей Lada, к сожалению, в столице невысок. "АвтоВАЗ" перестал заниматься продвижением автомобилей в столичном регионе и избрал другую политику, двигая продукцию в регионы. Насколько я знаю, сейчас по продажам номер один — это Самарская область, Татарстан, Урал. То есть у "АвтоВАЗа" сильны позиции в регионе", — отмечает Моржаррето.
"В Москве восстановиться довольно трудно. Здесь не очень хорошо продаются китайские, украинские автомобили. Можно приложить какие-то чудовищные усилия и вернуться на столичный рынок, но надо ли это?" — говорит он. Целесообразнее держаться за те рынки сбыта, где продажи идут стабильно, подчеркнул эксперт.
Не все так плохо
В свою очередь Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент", не согласился с тем, что коней отношений "Автомира" и "АвтоВАЗа" симптоматичен для рынка.
"Вряд ли корректно говорить обо всех дилерах АвтоВАЗа, когда вы сообщаете лишь об одном дилере, пусть даже очень крупном", — считает эксперт.
Баранов считает, что не стоит ожидать серьезного снижения продаж автомобилей АвтоВАЗа в связи с данным решением.
"У компании ещё много дилеров, в том числе и в Москве, так что будет кому продавать машины АвтоВАЗа. АвтоВАЗ как и раньше остаётся лидером продаж на нашем рынке. Несмотря на постоянные разговоры о том, что АвтоВАЗ сдаёт свои позиции, положение компании на рынке остаётся, что называется, "железобетонным". Уже много лет, несмотря на различные экономические потрясения, изменение рыночной конъюнктуры, норм регулирования и прочих факторов, АвтоВАЗ остаётся лидером по продажам легковых автомобилей в стране, достаточно посмотреть на статистику продаж, которую предоставляет Комитет Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ", — напомнил эксперт.
По его мнению, ситуация с продажами автомобилей в этом году, вероятнее всего будет хуже чем в 2012 году, в первую очередь, из-за стагнации в экономике, ухудшения социально-экономического положения населения, снижения покупательной способности.
"Скорее всего, устойчивый рост продаж начнётся лишь в 2014 году, естественно, при условии улучшения ситуации в экономике. Ведь основной фактор, который действует на нашем автомобильном рынке, заключается в том, что в стране есть значительный неудовлетворённый спрос на автомобили и рынок пока далёк от насыщения. Так что, несмотря на кризисы, в перспективе 3-5 лет наш автомобильный рынок будет расти и продажи будут увеличиваться", — утверждает аналитик "Финам Менеджмент".
"АвтоВАЗ" в первом полугодии текущего года получил убыток по МСФО в 2,62 миллиарда рублей против прибыли в 27,39 миллиарда рублей годом ранее. Продажи "АвтоВАЗа" в январе-сентябре сократились на 12%, в сентябре — на 19,5%.