До 15 февраля должна завершиться экспертиза школьных учебников, претендующих на вхождение в федеральные перечни на 2014-2015 учебный год. Она проводится по новым правилам: в частности, теперь издатели должны представлять не только учебники, но также их электронные версии и методические рекомендации для учителя. Как организована экспертиза, сколько она стоит и нужно ли сокращать количество учебников, в интервью РИА Новости рассказала президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая.
— Людмила Алексеевна, какие общие требования предъявляются к школьным учебникам?
— Учебники — это не менее важное условие получения качественного образования, чем образовательные стандарты, программы и сам учитель. Поэтому экспертиза должна проводиться так, чтобы в федеральные перечни попадали учебники только высокого качества.
Когда лет восемь назад я анализировала школьные учебники русского языка — всего их было около 70, то не нашла среди них такого, который мог сравниться с учебником знаменитого языковеда, академика АН СССР Льва Владимировича Щербы, выпущенным в 1934 году. При этом, конечно, учебник должен быть современным, чтобы, открыв его, мы видели: он создан сегодня, а не 40-50 лет назад.
— К научной экспертизе учебников в РАН и психолого-педагогической экспертизе в РАО добавилась общественная экспертиза, а для ряда учебников — этнорегиональная. Что еще, на ваш взгляд, важно для процедуры этого года?
— В этом году у нас очень жесткие сроки: до 15 февраля мы должны передать результаты экспертизы в министерство. С учетом того, что эксперты оценивают учебник в течение 25 дней, впереди новогодние праздники, я бы рекомендовала издательствам поторопиться.
Помимо психолого-педагогической экспертизы, в этом году РАО проводит еще и лингвистическую экспертизу — вне зависимости от предмета учебник должен быть написан прекрасным русским языком.
— В чем, на ваш взгляд, заключается целесообразность новой разновидности экспертизы — общественной?
— В том, что учебник должны оценивать не только ученые, но и потребители. Интересно ведь, что думают об учебнике учителя, директора школ, родители, и их мнения могут не совпадать. Родители, в первую очередь, смотрят, понятен ли учебник ребенку.
— Есть мнение, что необходимость оплачивать труд ученых, которые проводят экспертизу, приведет к удорожанию учебников. РАО готов обнародовать конкретные расценки?
— Никаких тайн здесь нет. Экспертизу учебника в РАО издательство оплачивает из расчета 4 тысячи рублей за один типографский печатный лист и 20 тысяч рублей за методическое пособие для учителя и электронное приложение к учебнику. Если представлен учебник для коррекционных школ, цена 2915 рублей за один типографский печатный лист.
Приблизительно итоговая цена за экспертизу одного учебника — порядка 80-100 тысяч рублей. Эти деньги идут на оплату рецензентов. Не думаю, что с учетом инфляции и включенных налогов это много, тем более что один учебник оценивают 3-5 человек.
— Минобрнауки России неоднократно предъявляло претензии к РАО, которая в отличие от РАН очень лояльно относилась к учебникам, представленным на экспертизу. Низкий процент выбраковки объясняли тем, что авторы очень многих учебников, так или иначе, связаны с РАО. Чего ждать в этом году?
— По-моему, найти ошибки было не так уж сложно — просто нужно подходить к экспертизе строже. Я со своей стороны постараюсь сделать все возможное, чтобы она была объективной и независимой.
Чтобы исключить конфликт интересов, РАО будет привлекать внешних экспертов из трех ведущих университетов — МГУ, СПбГУ и МПГУ, который очень изменился с приходом на должность ректора академика Алексея Семенова. Специалистов по вопросам педагогики и детской психологии в этих университетах достаточно. В СПбГУ с 2003 года работает факультет психологии, его создавала Лариса Цветкова, сейчас она проректор.
Мы планируем обеспечить прозрачность экспертизы. Сначала никто не будет знать, к какому эксперту какой учебник попадет. Но не исключаю, что после ее проведения имена экспертов будут обнародованы.
Еще в пул наших экспертов войдут практикующие школьные учителя из разных регионов — в подборе коллег из Москвы нам помогает руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина.
— Когда Исаак Калина был заместителем министра образования и науки РФ и отвечал, в том числе, за экспертизу учебников, он выдвинул такой лозунг: "Не важен размер бочки меда, важно, чтобы туда не попала ложка дегтя". То есть количество учебников в федеральных перечнях не имеет значения, главное — чтобы все они были высокого качества. Или, на ваш взгляд, нужно искусственно ограничить количество учебников?
— Я согласна с Исааком Калиной. Другой вопрос, что эта бочка вряд ли будет очень большой — в федеральные перечни должны попадать только самые лучшие учебники.
Подготовил Борис Старцев, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости