МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Фестиваль "Ночи Сибирии", объединяющий архаическую музыку сибирских народов, рок, электронику и современную композиторскую музыку, пройдет в Москве на сцене Светлановского зала Дома музыки в пятницу и субботу, рассказал в интервью РИА Новости один из организаторов проекта, продюсер Александр Чепарухин.
Во вторую ночь зрители услышат мифопоэтическую сюиту живого классика российской композиторской традиции Владимира Мартынова — "Дети выдры", органично синтезирующую древнюю музыку Сибири в исполнении "Хуун-Хуур-Ту", звучание струнного оркестра Opus Posth, фольклор сибирских племен орочей, футуристическую поэзию Велимира Хлебникова и пение хора "Млада" из Перми.
"Композиция "Дети выдры" будет несколько изменена специально к фестивалю, инициированному моими друзьями и партнерами Владимиром Оборонко и Александром Коренковым. На этот раз исполнение "Детей выдры" будет существенно отличаться от премьерных версий — сюита будет исполнена расширенным интернациональным составом: "Хуун-Хуур-Ту", Мартынов за роялем, ансамбль его жены Татьяны Гринденко Opus Posth, "Млада" и некоторые участники "Рассвета праматерей". У "Детей выдры" есть потенциал своеобразной творческой лаборатории. Мартынов и Гринденко могут модифицировать музыкальный материал и состав в зависимости от конкретных условий", — рассказал Чепарухин.
Премьера "Детей выдры" состоялась в 2009 году в Перми, а в Москве сюита была представлена весной 2012 года. Тогда, к примеру, писатель Владимир Сорокин был потрясен композицией и назвал ее "шедевром", а композитор и пианист Антон Батагов счел "Детей выдры" "самым сильным сочинением во всей современной музыке со времен Different Trains Райха, то есть с 1989 года".
По мнению Чепарухина, "Дети выдры" являются своеобразной музыкальной визитной карточкой евразийского пространства".
"В этой сфере никто ничего подобного не делал. Как говорит Мартынов, это попытка войти в поток вечной музыки с двух сторон: со стороны носителя этой музыки — "Хуун-Хуур-Ту", и со стороны современных музыкантов, которые понимают, что такая музыка не нуждается в фигуре композитора. Задача композитора здесь — понять и уловить поток этой музыки и найти в ней свое место", — рассказал продюсер.
Мартынов создал этномифологическую сюиту на основе двух "сверхповестей" Велимира Хлебникова — "Дети выдры" и "Зангези". Композитору, не раз высказывавшемуся о необходимости ухода от академизма и возвращения к прамузыкальным корням, которые можно найти в этнической музыке, оказалась близка идея Хлебникова, который ввел термин "сверхповесть" для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании на первый взгляд не сочетающихся друг с другом текстов.
В тексте Хлебникова выдра — архаический животный тотем — имеет космогонический смысл. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству выдры перед верховным божеством. Обращение к выдре как к символу праматери человечества, к водному женскому божеству, отвечающему за творчество и формирование мира, — точка пересечения философских концепций Хлебникова и Мартынова.