Хабаровский край в уходящем году пережил масштабное наводнение. Оно стало самым мощным за всю 155-летнюю историю Хабаровска, а ликвидация его последствий потребовала колоссальных ресурсов — и финансовых, и человеческих. Однако краю удалось достичь положительных показателей в экономике и сдать в эксплуатацию важные объекты. О предварительных итогах года и перспективах региона в интервью корреспонденту РИА Новости Ларисе Докучаевой рассказал первый заместитель председателя правительства Хабаровского края, доктор экономических наук Александр Левинталь.
— Александр Борисович, непростой для Хабаровского края 2013 год завершается, как вы оцениваете его итоги?
— Год был тяжелый, но не провальный с точки зрения экономики. По предварительной оценке, по итогам года мы можем выйти на рост ВРП в 1,7%, промышленность за 11 месяцев показала рост на 3,2%, по итогам года будет до 3%. В целом по России Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП в 1,4%, промышленности — на 0,1%. Причем важно, что в крае рост идет за счет обрабатывающих отраслей, производства транспортных средств, в частности, самолетов.
По сельскому хозяйству, несмотря на потери из-за наводнения, мы выйдем на объемы в 98% от уровня прошлого года. В некоторых пострадавших районах в аграрном секторе прогнозируется снижение на 4-5%, наибольшее снижение в производстве картофеля — 7%. Также у нас отмечен рост грузооборота за счет включения в работу трубопроводов, в частности, ВСТО-2.
— По инвестициям в этом году в крае также ожидается рост?
— Один из немногих показателей, по которым мы снижаемся, — это инвестиции, но здесь смотря, с чем сравнивать. Накануне кризиса 2008 года у нас было всего 83,6 миллиарда рублей в общем объеме инвестиций. Максимальный объем вложений достигнут в 2011 году —180,5 миллиарда рублей, но это был пик реализации целого ряда проектов, в частности, строительства ВСТО-2, газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток к саммиту АТЭС. И после началось снижение, в прошлом году —168 миллиардов, то есть снижение на 11,3% по отношению к 2011 году.
В этом году предварительно объемы оцениваются в 145 миллиардов, снижение будет на 16,5%. И все же, если сравнивать с 2008 годом, это хороший рост. Снижение вызвано тем, что крупномасштабные проекты завершились, и тем, что в посткризисный период инвесторы ведут себя осторожно не только в России, но и в мире.
Но мы смотрим вперед с оптимизмом, у нас в этом году есть рост иностранных инвестиций, и это хороший фактор. За девять месяцев в край привлечено 245 миллионов долларов — в 1,5 раза больше, чем за весь прошлый год. Иностранные вложения направляются в лесопереработку, добычу полезных ископаемых, в развитие транспортной сферы.
— Какие проекты в следующем году помогут привлечь серьезные капиталовложения в регион?
— Надеемся, что с 2014 года начнем реализацию проекта создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советской гавани. Предполагаем, что в январе-феврале выйдет постановление правительства по расширению зоны с включением в нее порта Ванино.
Параллельно ведется создание управляющей компании, куда войдут представители правительства края, компаний-резидентов. В проект будут вложены десятки миллиардов рублей. Только в бухте Мучке компании СУЭК, "Мечел" и "Сахатранс" планируют начать строительство крупных терминалов, куда собираются возить уголь из Якутии и других регионов страны.
Более того, мы рассматриваем вопрос о возрождении в поселке Лососина в Совгавани рыбоперерабатывающей базы. Ранее там была крупная база океанического рыболовства, большие объемы рыбы добывались, много судов базировалось, сегодня этого нет. Но есть потенциальные резиденты из России, может, и иностранные инвесторы найдутся, чтобы вернуть базе былую славу. Если будет железная дорога и холодильные мощности, можно обеспечить круглогодичную переработку продукции. Рыбаки Камчатки и Сахалина готовы возить сюда свой улов.
— А кроме этого?
— В следующем году продолжится реконструкция Бамовской ветки. В течение 3-4 лет нужно выйти на объемы грузоперевозок до 32 миллионов тонн в год, что почти в два раза больше, чем сейчас. На реконструкцию БАМа и Транссиба выделены федеральные деньги, средства из Фонда национального благосостояния России и в рамках инвестпрограммы РЖД — всего более 560 миллиардов рублей в течение нескольких лет.
И еще одно интересное направление — строительство технопарков и бизнеспарков, об этом в послании Федеральному собранию также говорил глава государства. Мы над этим работаем сейчас. В Комсомольске рассматривали площадку в помощь Комсомольскому-на-Амуре авиационному заводу (КнААЗ, ранее КнААПО), чтобы вывести за пределы завода механообработку. Завод занимался бы сборкой самолетов, а детали готовили предприятия малого и среднего бизнеса.
По такому принципу работают заводы Toyota. Ищем площадки в Хабаровске, Амурске, Комсомольске на базе незагруженных производств. Это тоже позволит привлечь инвестиции в край.
Сейчас мы начали развивать инжиниринговый центр на базе Дальневосточного агентства содействия инновациям. Это хорошее направление потому, что сложное дорогостоящее оборудование для проектирования, которое стоит там, не каждой фирме доступно. Если мы создаем центр общего использования, то в нем смогут работать небольшие фирмы, те же подрядчики КнААЗ. Мы создаем не просто рабочие места, а высокоинтеллектуальные рабочие места, то есть то, о чем говорил глава государства в своих указах.
— Где брать специалистов для такого производства? Есть мнение, что к 2016 году вузы Дальнего Востока не смогут подготовить необходимое количество выпускников для растущей экономики.
— Нужно повышать качество подготовки кадров здесь, на Дальнем Востоке. Для этого создан Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке и Северо-Восточный университет в Якутске. То есть у нас два федеральных университета, чего нет ни в одном из федеральных округов.
С другой стороны, нужно повышать качество и в других вузах, поэтому укрупнение и создание конкурентоспособных университетов, не только на российском, но и международном уровне, — важная задача для региона. В начале 90-х годов у нас много было китайских студентов, а сейчас многие наши ребята учатся в Китае. За 10-15 лет китайские университеты подняли свой уровень. В топ-500 лучших университетов мира вошли десятки китайских университетов, у нас туда вошли только два — в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, нужно готовить студентов по тем специальностям, которые необходимы для экономики.
Еще один важный момент — производительность труда, у нас она в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Например, в корейских судостроительных компаниях производительность труда в 5-6 раз выше, чем у нас. И когда мы говорим, нет кадров, нужно понимать, что имеется в виду. Для работы на старых технологиях — мало, а если мы будем использовать новые технологии, готовить качественные кадры, в два раза поднимем производительность труда, мы высвободим половину людей, которые заняты сегодня на производстве. Это один из резервов, которым надо пользоваться.
— Какие проекты, строительство которых завершили в этом году в крае, вы считаете особенно перспективными с точки зрения дальнейшего привлечения инвестиций?
— Один из важных проектов — строительство моста, соединившего пригород Хабаровска и остров Большой Уссурийский, часть которого принадлежит Китаю. Несмотря на наводнение, мост построили. Мы совместно с Минвостокразвития прорабатываем вопрос о дальнейшем развитии острова. Ранее российская и китайская стороны высказывали пожелания создать там центр туризма и отдыха.
Недавно мы получили интересное предложение от китайских инвесторов — построить на нашей территории ипподром и конноспортивный развлекательный центр. Скачки привлекли бы сюда тысячи китайских туристов, так как у них этот вид развлечений не развивается. Сейчас мы начинаем переговорный процесс с Минвостокразвития и китайской стороной.
Из проектов в социальной сфере я бы отметил крытый ледовый стадион для хоккея с мячом "Ерофей-Арена" на 10 тысяч зрительских мест. Это был сложный большой проект, строительство выпало на пик кризиса, но мы его завершили. Сегодня уже приятно говорить, что в 2015 году там пройдет мировой чемпионат по бенди. То есть такие проекты притягивают новые инвестиции и, кроме социального, несут и имиджевый эффект, не каждый город принимает международный чемпионат.
Кроме того, были введены первая очередь ГОКа на золоторудном месторождении "Белая Гора" в Николаевском районе компании ООО "Русдрагмет", это позволит нам наращивать добычу золота.
— В послании президент говорил о создании благоприятного инвестиционного климата, какие меры помогут сделать его комфортным для инвестора и что делается для этого в крае?
— Во Владивостоке при подготовке к АТЭС и в Сочи при строительстве олимпийских объектов использовалась упрощенная схема прохождения инвестиционных проектов, согласительных и разрешительных процедур. Если бы объекты АТЭС строили по обычной схеме, мы бы до сих пор его не построили. У нас есть предложение распространить этот метод на Дальний Восток.
Сегодня от момента подачи заявки на землю под проект и получения земли по нормативу должно уходить до 500 дней. На практике эти цифры гораздо больше, есть случаи по четыре года идет процесс. Сегодня мы ставим задачу ужать срок до 350 дней для тех, кто создает предприятие с нуля, и до 150 дней для инвесторов, которые приходят уже на подготовленную площадку.
Мы продумали механизмы, как это сделать. До 90 дней можно сэкономить на этапе кадастровой оценки и подготовки документов. При краевом минимуществе создаем группу, куда войдут в том числе кадастровые инженеры, которые будут готовить документы и делать оценку. При инвестиционном совете сейчас создается институт сопровождения крупных проектов. От профильных министерств за сопровождение конкретного проекта будем назначать конкретного ответственного.
— Насколько все эти планы и меры помогут поднять инвестиционный потенциал региона?
— По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", инвестиционный потенциал Хабаровского края оценивался на уровне 30-го места в списке из 83 российских регионов, на Дальнем Востоке мы третьи после Якутии и Приморья. И если планы реализуются, мы сможем занять место в первой двадцатке.