Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Успех выглядит слишком громким, чтобы не вызывать вопросы.
С братским чувством долга
Помощь пришла в Киев крайне вовремя. 15 миллиардов долларов – это фактически цена выживания украинской власти. Андрей Новак, председатель Союза экономистов Украины, проблемы бюджета оценивал в 4-5 миллиардов долларов, еще примерно столько же, по его словам, требуется Нацбанку для поддержания курса гривны, и столько же – для затыкания других многочисленных дыр поменьше.
Как заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, Россия разместит 15 миллиардов долларов из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в суверенные еврооблигации Украины в 2013 и 2014 годах. "Это будут еврооблигации, часть в этом году, часть в следующем. Меньшая, естественно, в этом году", – сказал Силуанов. Как цитирует Силуанова "Россия 24", уже до конца этой недели Россия приобретет двухлетние еврооблигации на 3 миллиарда долларов. Остальные 12 миллиардов поступят несколькими траншами в 2014 году, причем, по словам министра финансов, возможно, помимо ФНБ, будут использованы другие ресурсы.
Это уточнение делает представление о беспрецедентных договоренностях несколько более реалистичным. Предположение о том, что Москва готова единовременно выплатить Украине 15 миллиардов долларов из фонда, в котором по состоянию на 1 декабря насчитывалось 88,6 миллиардов долларов, действительно, выглядело слишком смелым. Как сразу предположили скептики, речь все-таки шла о траншевых выплатах, а это – совсем другая история, поскольку каждый транш – это новые договоренности, порой весьма непростые, как показывает опыт переговоров Украины и МВФ, или России и Белоруссии.
Но если в вопросе кредита обнаруживается хоть какая-то ясность, то газовый прорыв выглядит по традиции воплощением непрозрачности.
Вместо нынешних 400 долларов за тысячу кубометров газа в 2014 году Украина будет платить 268,5 долларов. Так сказано в подписанном дополнении к договору от 2009 года, за заключение которого Юлия Тимошенко отсиживает свой срок в Качановской женской исправительной колонии недалеко от Харькова.
Украина со своей стороны дала понять, что при снижении цены готова вернуться к обозначенным в договоре объемам закупок. Все последние годы она эти объемы откровенно не выбирала, нисколько не опасаясь нарваться на штрафные санкции, связанные с ее обязательствами take or pay ("плати или бери"), в соответствии с которыми она должна оплачивать оговоренный в договоре объем газа вне зависимости от того, был ли он на самом деле выбран. С другой стороны, российская сторона, регулярно угрожая украинским партнерам судебными разбирательствами из-за этого, всерьез с недобором не боролась, что рождало очередные подозрения по поводу того, какие тайны хранятся в газовых договоренностях.
В 2013 году Украина получит около 27 миллиардов кубометров газа вместо оговоренных 51 миллиардов. Если в 2014 году даже с учетом 30-процентной экономии на цене Украина выберет весь объем газа, Газпром получит на 3,5 миллиардов долларов больше, чем в 2013, и Украина из удачливого переговорщика вновь превращается в проигравшего.
Но зачем Украине, научившейся уже обходиться почти вдвое меньшими объемами газа, 51 миллиард кубов, оговоренный Юлией Тимошенко? Кроме того, на весь ли объем газа распространяется снижение цены? Ведь поставки газа на Украину осуществляются по разным схемам, и что теперь будет с этими схемами, и не идет ли речь о возвращении в эти схемы какого-нибудь нового посредника вроде "Росукрэнерго", который как раз и был исключен в 2009 году подписавшей договор Юлией Тимошенко?
Самые впечатлительные украинские скептики задаются вопросом: что президент Украины пообещал взамен – не газотранспортную ли систему Украины? Это вряд ли – подобные манипуляции прямо запрещены конституцией Украины. А вот о консорциуме с участием Украины, России и Евросоюза по управлению украинской ГТС на встрече говорилось, чего участники и не скрывали.
Между тем, опыт российско-украинских отношений учит не переоценивать значимость подобных соглашений. В 2010 году в Харькове тогдашний президент России Дмитрий Медведев и Виктор Янукович договорились в обмен на 25-летнее продление пребывания Черноморского флота в Севастополе снизить цену на газ все на те же 30 процентов (но не более, чем на 100 долларов). Это соглашение обсуждалось довольно бурно, но о Черноморском флоте довольно скоро забыли, поскольку в военно-политическом отношении он давно играет лишь роль символа, а цене на газ ничто не помешало вскоре вырасти до тех самых 400 долларов.
Возможно, опасения украинской оппозиции по поводу того, что взамен президент отдал страну, преувеличены. Дары Москвы выглядят не такими уж дарами, чтобы за них чем-то всерьез расплачиваться. Некоторые опасения вызвала возможная концентрация долговых обязательств на 15 миллиардов долларов в одних руках, что, с учетом нынешнего 36-миллиардного внешнего госдолга Украины, может выглядеть угрозой национальной безопасности. Однако траншевая структура кредита в большой степени снимает и эти опасения. В сущности, реальная цена громких договоренностей на сегодняшний день – это те 3 миллиарда долларов, размещенные в еврооблигациях, которые Украина по этому случаю выпустит.
Москва же, возможно, готова к тому, что намерения Киева выбирать весь оговоренный в 2009 году объем газа окажутся такой же фигурой речи, как и прежде. Не говоря о том, что уже в начале 2015 года с немалой вероятностью у Украины будет другой президент, и он может к любым договоренностям с Москвой отнестись с еще меньшим пиететом, чем президент нынешний.
Из Москвы – в Брюссель?
Реальные итоги московской встречи президентов не столь грандиозны, как это показалось поначалу, но обе стороны выполнили свои оперативные задачи.
Некоторые эксперты оценивали сроки до неизбежного объявления украинского дефолта в шесть недель. Теперь эта опасность как минимум надолго откладывается. Украинская власть может перевести дух и даже сверстать бюджет на следующий год, который не решалась принимать до московской встречи. Кроме того, бравурные известия из Москвы не стали раздражителем для Майдана, лидерам которого теперь остается только уповать на то, что Янукович мог сдать какие-то национальные интересы, но и это будет звучать не очень убедительно, если власти удастся хоть как-то стабилизировать финансовую ситуацию.
Москва может поздравить себя с удачным ходом в полемике с Западом, поскольку и кредит МВФ, и необходимость новых договоренностей с Евросоюзом, с которыми связаны перспективы финансовой помощи, теперь, в условиях передышки для Киева, перестают, хотя бы на время, быть критичными. За три миллиарда долларов, которые, возможно, будут частично компенсированы большей покупательной активностью Украины в газовой сфере, Москва выиграла время в борьбе за Украину и, возможно, укрепила свои политические позиции в ней.
И вряд ли всерьез надеясь, что надолго.
Возможно, в ближайшее время мы снова услышим от украинской власти, что от европейского курса она отказываться никогда не собиралась. Можно, наверное, даже подсчитать и цену вопроса. Если минимально насущная бюджетная дыра оценивается в пять миллиардов долларов, а три миллиарда уже практически получены.