Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как российским вузам попасть в мировые рейтинги

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкСтуденты биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова во время лекции.
Студенты биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова во время лекции.
Как российским вузам повысить конкурентоспособность, стоит ли копировать зарубежный опыт или идти своим путем — рассказал РИА Новости директор Центра образовательных разработок Московской школы управления "Сколково" Денис Конанчук.

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Когда обсуждается проблема, как российским вузам повысить международную конкурентоспособность, волей или неволей возникает тема рейтингов. Однако проблема в том, что попытки найти ответы на вопрос "как попасть в топ-100 мировых университетов?" уводят в сторону. По мнению директора Центра образовательных разработок Московской школы управления "Сколково" Дениса Конанчука, желание скопировать зарубежный опыт и получить четкие инструкции по улучшению позиций в рейтингах, в конечном счете, всегда упираются в нехватку ресурсов, поэтому России надо искать новые нестандартные решения.

В соответствии с указом президента, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в сотню лучших в мире. Победителями конкурса на получение господдержки для повышения конкурентоспособности среди мировых университетов стали 15 вузов, в том числе МФТИ, МИСиС, Высшая школа экономики и МИФИ. Каждый из них уже разработал свою дорожную карту по вхождению в топ мировых рейтингов.

Российские вузы в Мировом рейтинге QS
Российские вузы в Мировом рейтинге QSРоссийские вузы в целом сохранили свои прошлогодние позиции в Мировом рейтинге лучших университетов QS. Вопреки ожиданиям властей, ни один из них пока не вошел в первую сотню. Чтобы исправить ситуацию, российским вузам надо стимулировать рост цитируемости своих публикаций и развивать сотрудничество с работодателями, считают составители рейтинга.
"Наши бюджеты значительно уступают бюджетам университетов из первой сотни. Мы также не можем конкурировать с Гарвардом или Беркли за лучшую профессуру — ни по зарплатам, ни по условиям труда. Иностранные студенты, думая о будущей карьере и комфортных условиях для жизни, более охотно выбирают университеты из Европы и США, и лишь в редких случаях — из России. Кампусы и общежития не стоит даже сравнивать. Другими словами, барьеры на пути к международной конкурентоспособности российских вузов можно перечислять очень долго", — отметил Конанчук.

Именно поэтому нам не подходят общепринятые рейтинговые стратегии и "коллекции лучших зарубежных практик", считает эксперт. По его мнению, мы не можем конкурировать с грандами напрямую, по их правилам — нам не хватит денег, времени и репутации. Необходимо искать новые нестандартные решения, как например это сделали университеты Южной Кореи и Китая около 15 лет назад. Сегодня они демонстрируют самый впечатляющий рост, опережая по динамике вузы Европы и США.

После изучения опыты шести ведущих вузов Южной Кореи и Гонконга эксперт выяснил, в чем секрет успеха азиатских университетов и могут ли их решения помочь российским вузам в достижении глобальной конкурентоспособности.

Вершина айсберга

Нужно изначально понять для себя, что рейтинги — это лишь вершина айсберга. Но для азиатских университетов попадание на верхние строчки — это скорее результат работы, а не самоцель. За ней стоит большая работа по развитию "академического превосходства", взаимодействия с национальными корпорациями и выпускниками. По признанию руководителей вузов Южной Кореи и Китая, рейтинги не заменяют собственное видение и концепцию развития университета, а являются одним из показателей и ориентиров в их работе.

Методология QS World University RankingsЕжегодно QS оценивает около 3,000 вузов, выбирая из них лучшие.
Иное качество

Многие руководители азиатских университетов считают, что общество изменилось и все нужно делать качественно иначе. Раньше вузы подбирали и готовили кадры под рабочее место, а сегодня выпускники меняют карьеру и место работы почти каждый год. Поэтому ведущие азиатские вузы стараются готовить не к конкретной работе или специальности, а развивают общие компетенции и потенциал студента, чтобы после выпуска он мог работать везде. Интересно, что Министерство образования Южной Кореи в ближайшие 5 лет будет делать ставку на обучение студентов "креативности". Это отражено в официальных стратегических документах министерства и уже получает распространение в образовательных программах южнокорейских университетов.

Статус студента

Постепенно меняется роль студента, повышается его статус. Студенты старших курсов в лучших университетах приравниваются к младшим преподавателям, переставая быть "прислугой профессоров". Например, студент может подать заявку на то, чтобы преподавать любимый предмет на младших курсах, и часто такой запрос будет удовлетворен. Все больший приоритет получают иностранные студенты, запускаются масштабные кампании по их привлечению. Но это нужно не для продвижения в рейтингах. Причины называются две: первая — обеспечение опыта интернационального общения для азиатских студентов; вторая —  иностранные студенты, как правило, более требовательны к местным преподавателям, что заставляет их развиваться.

Профессура в стратегии

Профессура занимает важное место в политике азиатских университетов и является ключевым элементом долгосрочной стратегии. По сути, науку в южнокорейских или китайских университетах удалось поднять на приличный международный уровень без участия иностранцев: 80% исследователей — это корейцы или китайцы с ученой степенью зарубежного вуза (PhD). На это делалась изначальная ставка — не привлекать дорогостоящую профессуру из-за рубежа, а вкладываться в своих, мотивируя аспирантов получать PhD в ведущих университетах мира и возвращаться обратно. Конечно, возвращаются не все, 5-10% лучших остаются работать в США или Европе. Но это не воспринимается как трагедия. Наоборот, таким образом азиатские вузы повышают свою международную репутацию и устанавливают полезные связи с ведущими университетами мира.

Ректор московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий
Мировые рейтинги необъективны к российским вузам, заявил ректор МГУРектор МГУ добавил, что некоторые показатели рейтингов носят субъективный характер и не учитывают специфику российского образования.
Лучшие умы

Поскольку большинство азиатских университетов все еще не может конкурировать с Принстоном или Гарвардом по заработной плате профессоров, они стараются привлекать лучшие умы масштабом решаемых задач. Если посмотреть на исследовательскую повестку ведущего азиатского университета, в ней непременно присутствует сверхзадача или глобальная проблема, решение для которой только предстоит найти. И если китайские вузы, в основном, занимаются масштабными проектами — освоения космоса или высадки на Луну, южнокорейские университеты концентрируются на более прикладных разработках — от создания умных беспилотников до "плаща-невидимки". В любом случае, такие научные и проектные сверхзадачи привлекают ведущие умы из разных стран мира.

Новое & старое

Новое образование не сможет существовать в старых кампусах. Поэтому ведущие азиатские вузы вкладываются в строительство новых учебных корпусов, проектируемых по типу открытых образовательных пространств. В них обязательно предусмотрены большие зоны для самостоятельного обучения (стоя, лежа, сидя — кому как удобнее), специальные комнаты для работы проектных команд, тихие зоны для чтения книг или прохождения онлайн-курсов, а также кафе и зоны отдыха. Все это располагается в компактном здании с панорамными видами на окрестности и открытыми пешеходными переходами на уровне 25-х этажей соседних зданий. Кампус становится главной частью мегаполиса и открывается городу, который в новой концепции становится частью университета. И сотни студентов проводят в этом пространстве более половины своего времени. Но это не значит, что новые пространства строятся исключительно с нуля. Существуют успешные примеры перестройки традиционных учебных корпусов в открытые образовательные пространства без значительных инвестиций со стороны вуза. Так, всего за два года факультет журналистики Китайского университета Гонконга полностью переоборудовал свое здание силами студентов и профессоров, создав атмосферу современной редакции с типичными правилами и в отдельных местах — творческим беспорядком.

Большие деньги

Для динамичного развития необходимы большие деньги, а азиатские университеты пока не скопили такие же эндаументы, как американские или европейские вузы. Поэтому руководство вынуждено искать новые инструменты привлечения средств на развитие университета, одним из которых стал "краудфандинг". Например, в прошлом году Гонконгский университет построил на своей территории мемориальную стену, где каждый желающий может приобрести именной кирпич с возможностью записать свое обращение потомкам — кирпич поменьше стоит 50 тысяч рублей, побольше — 250 тысяч рублей. Всего за один год таким образом удалось собрать более 10 миллиардов рублей на развитие вуза. Сама стена выглядит очень красиво и становится привлекательным местом для гостей и студентов вуза.

"Азиатские университеты приняли много интересных решений, которые были не так очевидны еще 10 или 15 лет назад. Именно они, наряду с долгосрочным горизонтом планирования, стали главными составляющими впечатляющего рывка в мировой табеле о рангах", — резюмирует эксперт. При этом он отмечает, что нет никаких гарантий, что эти секреты успеха так же хорошо сработают в российских условиях. Для роста международной конкурентоспособности вузам РФ придется искать что-то новое — менять устоявшиеся правила игры и предлагать нестандартные решения.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала