МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Когда обсуждается проблема, как российским вузам повысить международную конкурентоспособность, волей или неволей возникает тема рейтингов. Однако проблема в том, что попытки найти ответы на вопрос "как попасть в топ-100 мировых университетов?" уводят в сторону. По мнению директора Центра образовательных разработок Московской школы управления "Сколково" Дениса Конанчука, желание скопировать зарубежный опыт и получить четкие инструкции по улучшению позиций в рейтингах, в конечном счете, всегда упираются в нехватку ресурсов, поэтому России надо искать новые нестандартные решения.
В соответствии с указом президента, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в сотню лучших в мире. Победителями конкурса на получение господдержки для повышения конкурентоспособности среди мировых университетов стали 15 вузов, в том числе МФТИ, МИСиС, Высшая школа экономики и МИФИ. Каждый из них уже разработал свою дорожную карту по вхождению в топ мировых рейтингов.
Именно поэтому нам не подходят общепринятые рейтинговые стратегии и "коллекции лучших зарубежных практик", считает эксперт. По его мнению, мы не можем конкурировать с грандами напрямую, по их правилам — нам не хватит денег, времени и репутации. Необходимо искать новые нестандартные решения, как например это сделали университеты Южной Кореи и Китая около 15 лет назад. Сегодня они демонстрируют самый впечатляющий рост, опережая по динамике вузы Европы и США.
После изучения опыты шести ведущих вузов Южной Кореи и Гонконга эксперт выяснил, в чем секрет успеха азиатских университетов и могут ли их решения помочь российским вузам в достижении глобальной конкурентоспособности.
Вершина айсберга
Нужно изначально понять для себя, что рейтинги — это лишь вершина айсберга. Но для азиатских университетов попадание на верхние строчки — это скорее результат работы, а не самоцель. За ней стоит большая работа по развитию "академического превосходства", взаимодействия с национальными корпорациями и выпускниками. По признанию руководителей вузов Южной Кореи и Китая, рейтинги не заменяют собственное видение и концепцию развития университета, а являются одним из показателей и ориентиров в их работе.
Многие руководители азиатских университетов считают, что общество изменилось и все нужно делать качественно иначе. Раньше вузы подбирали и готовили кадры под рабочее место, а сегодня выпускники меняют карьеру и место работы почти каждый год. Поэтому ведущие азиатские вузы стараются готовить не к конкретной работе или специальности, а развивают общие компетенции и потенциал студента, чтобы после выпуска он мог работать везде. Интересно, что Министерство образования Южной Кореи в ближайшие 5 лет будет делать ставку на обучение студентов "креативности". Это отражено в официальных стратегических документах министерства и уже получает распространение в образовательных программах южнокорейских университетов.
Статус студента
Постепенно меняется роль студента, повышается его статус. Студенты старших курсов в лучших университетах приравниваются к младшим преподавателям, переставая быть "прислугой профессоров". Например, студент может подать заявку на то, чтобы преподавать любимый предмет на младших курсах, и часто такой запрос будет удовлетворен. Все больший приоритет получают иностранные студенты, запускаются масштабные кампании по их привлечению. Но это нужно не для продвижения в рейтингах. Причины называются две: первая — обеспечение опыта интернационального общения для азиатских студентов; вторая — иностранные студенты, как правило, более требовательны к местным преподавателям, что заставляет их развиваться.
Профессура в стратегии
Профессура занимает важное место в политике азиатских университетов и является ключевым элементом долгосрочной стратегии. По сути, науку в южнокорейских или китайских университетах удалось поднять на приличный международный уровень без участия иностранцев: 80% исследователей — это корейцы или китайцы с ученой степенью зарубежного вуза (PhD). На это делалась изначальная ставка — не привлекать дорогостоящую профессуру из-за рубежа, а вкладываться в своих, мотивируя аспирантов получать PhD в ведущих университетах мира и возвращаться обратно. Конечно, возвращаются не все, 5-10% лучших остаются работать в США или Европе. Но это не воспринимается как трагедия. Наоборот, таким образом азиатские вузы повышают свою международную репутацию и устанавливают полезные связи с ведущими университетами мира.
Поскольку большинство азиатских университетов все еще не может конкурировать с Принстоном или Гарвардом по заработной плате профессоров, они стараются привлекать лучшие умы масштабом решаемых задач. Если посмотреть на исследовательскую повестку ведущего азиатского университета, в ней непременно присутствует сверхзадача или глобальная проблема, решение для которой только предстоит найти. И если китайские вузы, в основном, занимаются масштабными проектами — освоения космоса или высадки на Луну, южнокорейские университеты концентрируются на более прикладных разработках — от создания умных беспилотников до "плаща-невидимки". В любом случае, такие научные и проектные сверхзадачи привлекают ведущие умы из разных стран мира.
Новое & старое
Новое образование не сможет существовать в старых кампусах. Поэтому ведущие азиатские вузы вкладываются в строительство новых учебных корпусов, проектируемых по типу открытых образовательных пространств. В них обязательно предусмотрены большие зоны для самостоятельного обучения (стоя, лежа, сидя — кому как удобнее), специальные комнаты для работы проектных команд, тихие зоны для чтения книг или прохождения онлайн-курсов, а также кафе и зоны отдыха. Все это располагается в компактном здании с панорамными видами на окрестности и открытыми пешеходными переходами на уровне 25-х этажей соседних зданий. Кампус становится главной частью мегаполиса и открывается городу, который в новой концепции становится частью университета. И сотни студентов проводят в этом пространстве более половины своего времени. Но это не значит, что новые пространства строятся исключительно с нуля. Существуют успешные примеры перестройки традиционных учебных корпусов в открытые образовательные пространства без значительных инвестиций со стороны вуза. Так, всего за два года факультет журналистики Китайского университета Гонконга полностью переоборудовал свое здание силами студентов и профессоров, создав атмосферу современной редакции с типичными правилами и в отдельных местах — творческим беспорядком.
Большие деньги
Для динамичного развития необходимы большие деньги, а азиатские университеты пока не скопили такие же эндаументы, как американские или европейские вузы. Поэтому руководство вынуждено искать новые инструменты привлечения средств на развитие университета, одним из которых стал "краудфандинг". Например, в прошлом году Гонконгский университет построил на своей территории мемориальную стену, где каждый желающий может приобрести именной кирпич с возможностью записать свое обращение потомкам — кирпич поменьше стоит 50 тысяч рублей, побольше — 250 тысяч рублей. Всего за один год таким образом удалось собрать более 10 миллиардов рублей на развитие вуза. Сама стена выглядит очень красиво и становится привлекательным местом для гостей и студентов вуза.
"Азиатские университеты приняли много интересных решений, которые были не так очевидны еще 10 или 15 лет назад. Именно они, наряду с долгосрочным горизонтом планирования, стали главными составляющими впечатляющего рывка в мировой табеле о рангах", — резюмирует эксперт. При этом он отмечает, что нет никаких гарантий, что эти секреты успеха так же хорошо сработают в российских условиях. Для роста международной конкурентоспособности вузам РФ придется искать что-то новое — менять устоявшиеся правила игры и предлагать нестандартные решения.