Простите великодушно, конечно же не полковников, а капитанов. Первого, второго и третьего ранга. А также капитан-лейтенантов, которые, согласно старой шутке, никогда не пьют в одиночестве, потому что их всегда двое — капитан и лейтенант. Ну, а почему черных, и так понятно — военные моряки в России уже не первое столетие носят форму именно этого цвета.
Северодвинск находится в 35 километрах от Архангельска и имеет к флоту самое непосредственное отношение. В 1936 году вышло постановление ЦК о закладке судостроительного завода в устье Северной Двины, через год здесь возник поселок Судострой, а еще год спустя появился город Молотовск, ставший впоследствии Северодвинском. В данном случае уместно будет использовать выражение "свято место пусто не бывает" — завод был выстроен на территории закрытого к тому времени Николо-Корельского монастыря, чей кафедральный Никольский собор и сейчас можно наблюдать теперь уже на территории изрядно разросшегося судостроительного гиганта. Собор заново освящен и является действующим, но попасть в него непросто — мешает режимность окружающего его объекта.
Если углубляться в историю, то выясняется, что место, выбранное в 30-х годах прошлого века для возведения верфи, было отнюдь не "пусто". Здесь, как уже было сказано, существовала Николо-Корельская обитель, известная с 1419 года, сюда же приставал корабль Ричарда Ченслера, искавшего северный путь в Индию, а попавшего в Россию. Благодаря этому событию со временем на острове Ягры близ монастыря был устроен порт, получивший свое наименование в честь святого Николая.
Держаться на плаву
Сердцем города, или, если оперировать более приземленными выражениями, то градообразующими предприятиями, в Северодвинске являются "Севмаш" и "Звездочка" — судостроительные заводы, занимающиеся постройкой кораблей ("Севмаш"), а также их ремонтом и модернизацией ("Звездочка"). Основная специализация — подводные лодки, в том числе атомные. Если доведется попасть в заводской музей, то вам расскажут и про "Ленинский комсомол" — первую АПЛ с крылатыми ракетами на борту, и про титановую лодку-рекордсмена, и про "Акулы" — самые большие атомные субмарины.
Современные реалии внесли свои коррективы, и лодок теперь выпускается на несколько порядков меньше, зато осваиваются новые виды продукции — в заводской акватории сравнительно недавно можно было видеть нефтяную платформу "Приразломная", ту самую, на которую пытались попасть движимые своими идеалами экологи из Гринписа. Здесь же можно было встретить авианосец "Викрамадитья" — бывший "Баку", бывший "Адмирал Горшков", сменивший порт приписки на индийский Мумбаи. Лодки, правда, тоже встречаются, но здесь они могут вызвать живой интерес разве что у местных мальчишек или заезжих туристов.
Посещение заводского музея входит в программу некоторых туров по Северодвинску, однако окончательное добро на вход дают структуры, отвечающие за безопасность и режим секретности на предприятии, поэтому если кто-то из туристов вызывает подозрение, то всем дается от ворот поворот.
Весь мир в труху
Ежели именно вам указали на дверь, не стоит отчаиваться и сетовать на судьбу-злодейку — держите путь в городской краеведческий музей, где можно узнать множество интересных фактов из истории города, заводов, кораблей, судьбах людей, стоявших у истоков современного Северодвинска. Отличительных особенностей, выделяющих этот краеведческий музей из числа прочих две.
Первая — экспозиция "Русский северный дом". Представьте, вы идете по обычному музейному коридору, пусть и увешанному симпатичными фотозарисовками из северной жизни, сворачиваете в очередной выставочный зал, ожидая увидеть там привычные витрины с экспонатами, и вдруг попадаете в самую настоящую избу: деревянные стены, печь, красный угол, стол с лавками — все как полагается. За окном — огород, околица и виднеющаяся на пригорке деревянная церковь. Инсталляция крестьянского дома в условия современного музея удалась на все сто. В значительной степени этому способствуют и интерактивные программы, рассчитанные на детей и взрослых. Маленькие посетители музея узнают здесь о дедовских обычаях и постигают азы народных ремесел, дополняя этим школьные уроки труда. Те же, кто постарше, могут, например, в день своего бракосочетания, приехать в музей и после традиционно-казенного ритуала в загсе устроить фольклорную свадьбу.
Второй фишкой музея является неприметная с виду комната на первом этаже. Вернее, то, что в ней находится. Дело в том, что значительная часть населения Северодвинска так или иначе связана с морем и подлодками — строит их, ремонтирует, переоснащает, а кто-то и служит в экипажах субмарин. И у этих людей есть дети, которым, конечно, интересно знать, чем же занимаются их родители. На секретный завод или боевой подводный ракетоносец экскурсии особо не поводишь, поэтому специально для таких случаев и была сделана интерактивная экспозиция, включающая в себя четыре элемента — разборный макет подводной лодки, помещающийся в чемодан, гидроакустический стенд, на котором можно услышать звуки подводного мира и определить, например, что где-то рядом находится ордер с авианосцем супостата, и целый аттракцион по погружению и всплытию лодки, именующийся "переменная плавучесть". И самое главное — стенд, при виде которого сразу вспомнился диалог из вечно актуального, покуда есть в наших вооруженных силах солдаты, сержанты, матросы и старшины срочной службы, фильма "ДМБ":
- Может бахнем?
— Обязательно бахнем. И не раз — весь мир в труху. Но потом.
В общем, можно понажимать красную кнопку. И условно запустить баллистическую ракету, которая условно, но с необходимой точностью поразит условную цель.
Все это рассчитано на детей, но видели бы вы взрослых мужиков, увлеченно дифферентующих лодку или с напускной небрежностью, под которой видно плохо скрываемый интерес и где-то азарт, жмущих на ту самую кнопку.
Рыбья "Матрица"
Еще одним туристическим местом в не самом туристическом городе стал рыбзавод. Самый натуральный, производящий, если можно так выразиться, семгу. Нет, не ту, что в прозрачных вакуумных упаковках на полках супермаркетов, а ту, что в реке. Здесь, на Солзенском рыбзаводе разводят и выпускают десятки, если не сотни тысяч голов семги ежегодно.
Предыстория его появления такова — по технологическим причинам на речке Солза потребовалось построить плотину, чтобы сделать небольшое водохранилище. Этот техногенный фактор стал непреодолимым препятствием для семги, идущей на нерест, поэтому теперь рыба, ведомая инстинктом размножения из моря в реку и уткнувшаяся в плотину, аккуратно вылавливается и помещается в специальные резервуары. После икрометания она отпускается восвояси — у семги, в отличие от родственных пород, природой не заложен механизм смерти после того, как отложена икра, она — рыба многоразового использования.
После того как икра появляется на свет, она попадает в заботливые руки заводских специалистов — ее пестуют, холят и лелеют. Со временем из нее выходят личинки весом всего-то 80 миллиграмм. Потом они вырастают в мальков и нагуливают вес аж до 300 миллиграмм. Затем приходит их черед превращаться пусть и в маленьких, но уже полноценных рыбешек, которым примерно через год после своего икряного рождения предстоит попасть в естественную среду обитания, чтобы скатиться к морю и повторить природный цикл заново. Звучит это вроде бы обычно, но когда входишь в ангар, где в бесчисленных рядах, состоящих из небольших ванн-бассейнов, находится в постоянном броуновском движении 220 тысяч таких недорослей, — впечатления непередаваемые и вызывающие определенные ассоциации с "Матрицей". Братья Вачовски, скорее всего, оценили бы это зрелище по достоинству.
Для того чтобы понять, какая она — настоящая семга, экскурсантов отводят к специальному бассейну, где содержаться самцы. Из него демонстративно извлекаются отдельные экземпляры — по местным меркам совсем небольшие, всего-то килограмма на три. Хитрая рыба делает вид, что она находится почти при смерти, и безвольно обвисает, но как только хватка ослаблена, она начинает биться изо всех сил так, что приходится крепко держать ее обеими руками.
На закуску интересный факт о рыбном производстве: если вы, будучи в этих краях, решите прикупить на базаре немного семги и обнаружите у нее отсутствие жирового плавника, не пугайтесь, это не мутация, вызванная вредоносным действием ядерного топлива из реакторов субмарин — просто таким образом метится рыба, родившаяся в неволе. Плавник этот — рудиментарный орган, ставший ненужным в ходе эволюции, вот его и не жалко. Сейчас более 90% рыбы, идущей на нерест в Солзу, не имеет этого плавника. А теперь представьте, как надо любить природу, свою работу и семгу (платонически, никакой гастрономии), чтобы вручную аккуратно подрезать плавничок у каждой из пары сотен тысяч маленьких рыбок?!
Заостровье
Если полученных впечатлений оказалось недостаточно, то на пути в Архангельск можно заехать в Заостровье — конгломерат из 25 деревень, где в одной из них, Рикасово, возвышаются друг напротив друга каменный храм Сретения Господня, заложенный в первом десятилетии XIX века, и достроенный ближе к концу столетия (в 1878 году) деревянный Покровский храм, безмолвно взывающий о помощи пустыми глазницами окон и являющийся полной противоположностью своего благополучного белокаменного собрата.
В качестве полезного совета остается добавить, что ехать в Северодвинск стоит скорее в составе туристической группы либо в сопровождении знакомых из числа местных жителей, осведомленных о городских и пригородных достопримечательностях, некоторые из которых мы успели посетить в нашем сегодняшнем путешествии.
Алексей Светозарский