С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 дек — РИА Новости, Виктория Уздина. Изобилие на рынке пиротехники, где без труда можно найти продукцию на любой вкус и кошелек, не сильно отразилось на предпочтениях потребителей. Жители Петербурга и Ленобласти, как выяснила корреспондент РИА Новости, не прочь устроить во дворе или парке настоящий салют, однако по-прежнему сохраняют привязанность к хлопушкам и бенгальским огням времен СССР.
Все пиротехнические изделия подразделяются на несколько классов в зависимости от радиуса опасной зоны. Если он превышает 20 метров, то пиротехника требует профессионального обращения, и для ее продажи нужна лицензия. В остальных случаях продавцы должны располагать только сертификатом качества продукции.
Как отмечается в материалах Главного управления МЧС России по Ленобласти, если в сертификате не указан класс опасности, а название пиротехнической продукции или ее изготовитель не соответствуют данным, указанным на упаковке, то товар может быть фальшивым. "Покупайте пиротехнику только в специализированных магазинах. Обратите внимание на срок годности фейерверков, целостность упаковки и наличие инструкции по применению на русском языке", — рекомендует МЧС.
Синий фейерверк дороже красного
По оценке региональных производителей пиротехники, в настоящее время китайская продукция составляет 90% рынка. "Наибольшей популярностью пользуются изделия второго-третьего класса. Упрощенно говоря, это то, что летает и стреляет — например, ракеты и фейерверки", — рассказал РИА Новости представитель гатчинского завода "Авангард".
По его словам, предприятие выпускает бенгальские огни и хлопушки почти 70 лет, и продуктовая линейка остается неизменной. "Они всегда будут пользоваться спросом", — считает собеседник агентства.
Он отметил, что везти хлопушки из-за рубежа не выгодно, поскольку их вес несопоставим с занимаемым объемом. "Фактически это все равно, что возить воздух", — сказал представитель "Авангарда".
По данным из открытых источников, стоимость "корпоративного" фейерверка варьируется в зависимости от его продолжительности, сложности и высотности и начинается от 18-20 тысяч рублей. Например, трехуровневый фейерверк с применением средне- и крупнокалиберных зарядов, а также панорамных эффектов может обойтись приблизительно в 100-200 тысяч рублей.
"Один заряд красивого, красочного фейерверка — это примерно 100-150 рублей, если говорить об организации корпоративных шоу", — говорит одна из участниц петербургского рынка пиротехники. По ее словам, стоимость может зависеть даже от используемых цветов: например, синий узор дороже, чем красный или зеленый из-за разницы в химическом составе зарядов.
Спрос на хлопушки остается неизменным
Продавцы пиротехнической продукции, опрошенные РИА Новости, оказались солидарны в оценке потребительских предпочтений. По оценке представителя одной из крупных компаний, занимающихся оптово-розничной продажей пиротехники, спрос на бенгальские огни и хлопушки остается неизменным в течение многих лет.
Сотрудник другой торговой фирмы рассказал, что жители Петербурга и Ленобласти не менее активно раскупают батареи салютов. "Эта тенденция сохраняется из года в год", — отметил он, добавив, что ассортимент этой продукции позволяет удовлетворить спрос со стороны всех категорий покупателей. В зависимости от высоты, траектории полета и количества зарядов цена на батареи салюта, по словам представителя торговой компании, варьируется от 500 до 30 тысяч рублей.
"Это доступное удовольствие, и всегда можно выбрать бюджетный товар", — отметила его коллега по продаже пиротехники. По ее оценке, помимо батарей салютов, постоянным спросом пользуются римские свечи. Они имеют вид длинной картонной трубки, в верхней части которой размещается фитиль. Римская свеча горит сверху вниз, последовательно выстреливая вверх горящие звездочки, количество которых достигает нескольких десятков штук.
"Пять-восемь залпов — это 230-250 рублей, но можно найти и за 80", — говорит представительница компании, торгующей пиротехникой.
Петарды не всегда используют по назначению
По словам участников рынка, в настоящее время в Петербурге нет специальных площадок, отведенных для запуска пиротехники. "Существуют только ограничения по закону о тишине, так что запускать фейерверк в центре города после 11 часов вечера, конечно, не стоит", — отметила сотрудница одной из оптово-розничных компаний.
В помещениях можно применять только ту пиротехнику, которая не образует большого объема продуктов сгорания. Кроме того, она не должна разлетаться на фрагменты и производить много шума. Под эту категорию подпадают бенгальские огни, хлопушки, настольные фейерверки и некоторые виды фонтанов.
И производители пиротехнической продукции, и торговые компании сошлись во мнении, что причиной несчастных случаев чаще всего бывает пренебрежение нормами безопасности — в том числе и в пьяном виде. "Даже обычная хлопушка предназначена для детей от 10 лет, так что не стоит давать ее маленькому ребенку", — сказала одна из собеседниц агентства.
По ее оценке, серьезную опасность могут представлять только попытки граждан изготовить пиротехнику самостоятельно на базе той, что продается в магазинах. "К сожалению, невозможно знать заранее, покупает ли человек петарду просто так или для того, чтобы на ее основе сделать более мощное устройство", — отметила участница рынка пиротехники, добавив, что в ее практике встречались и случаи, когда традиционная предновогодняя продукция приобреталась для того, чтобы отпугивать собак, а также для загонной охоты на диких кабанов.