Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
На самом деле речь идет об одном и том же – отсутствии четких правовых оснований для прямого финансирования социальных бонусов трудящимся от их работодателя. А будь это корпоративные вечеринки или частичная оплаты отдыха – это всего лишь детали.
Дичь в ледяном лабиринте
Еще 5 декабря на форуме Общероссийского народного фронта президенту задали вопрос, как он относится к планам РЖД потратить на новогодний корпоратив для своих сотрудников 45,5 млн рублей.
Президент ответил, как на подобный вопрос ответил бы любой нормальный человек его поколения: "Вообще это странная тема – много истрачено на корпоратив, мало. Сколько хотят, столько пускай и тратят. Только нужно сброситься из кармана своего и пойти на корпоратив, как всегда это было в прежние годы. Я с трудом могу себе представить, чтобы в тех организациях, где я раньше работал, еще в советское время, чтобы из бюджета КГБ СССР выделили деньги на корпоратив. Это чушь собачья".
Для более молодых людей, в том числе менеджеров высокого ранга, сюрреализм ситуации, вероятно, не столь очевиден. Им не кажется "дичью" выделить деньги на корпоратив из бюджета компании. Наверное, они даже искренне удивились бы: "Как это – из своего кармана?" Ведь тогда получится, что – из кармана их сотрудников. А у сотрудников в этом случае могут возникнуть неприятные вопросы.
Например, с какой радости они, сотрудники, должны оплачивать сооружение ледового лабиринта с подсветкой в месте, где им начальством предписано праздновать корпоратив? Или закупку нескольких десятков декалитров виски? Или выплату нехилого гонорара приглашенной на корпоратив поп-диве такой-то. С ними, сотрудниками, кто-то советовался?
Может быть, сотрудников одинаково тошнит и от виски, и от данной поп-дивы, и они предпочли бы водку и другую диву. А может быть, вообще предпочли бы и ледяной лабиринт, и виски, и заодно диву в монетизированном виде – наличными, попросту говоря, и сами бы устроили себе праздник по своему вкусу.
Елка от профсоюза
Парадокс отечественных новогодних корпоративов заключается в том, что это вовсе не привитый в нашу жизнь чуждый нам западный обычай, как думают некоторые, а самая настоящая советская традиция. Достаточно посмотреть советские фильмы, например, классическую "Карнавальную ночь", чтобы убедиться в этом.
После речей о достижениях года на предприятиях были концерты приглашенных артистов, потом танцы. Чего там не было, так это ящиков с крепким спиртным. Но в буфете можно было выпить шампанское или вино – за свой счет. Тут президент совершенно прав: сотрудники сами скидывались на выпивку и закуску и поднимали тосты в своих отделах, потому что как тут не выпить, праздник же!
Но и концерты, и наряженные елки в вестибюлях учреждениях, и подарки детям сотрудников, и артисты – все это стоило денег. Деньги платила профсоюзная организация, а смета расходов на корпоратив утверждалась на профкоме, хотя самого слова "корпоратив" тогда никто не знал. Тратить профсоюзные деньги на новогодние корпоративы позволяла 56-я статья VI главы Устава профсоюзов.
Бюджет профсоюзов складывался из членских взносов. А членами профсоюзов состояли практически все граждане страны, кто учился и работал. Профсоюзные взносы были небольшими – от 0,5% до 1% от зарплаты (в зависимости от ее размера), но платили все – даже пенсионеры и временно неработающие по 5 копеек в месяц. В результате в профсоюзной казне скапливались вполне приличные деньги, которых, конечно, не хватило бы пригласить на новогодний вечер The Rolling Stones и даже АВВА (что и не приходило никому в голову), но на веселую елку для сотрудников вполне хватало.
Налог на казенный бутерброд
С крахом Советского Союза рухнули и профсоюзы вместе с их взносами и бюджетами. Исчезла и законодательная основа расходов на новогодние празднования в трудовых коллективах. Но руководство предприятий это не смутило – ведь была прибыль, и порой такая, что реально можно пригласить на елку в компанию поп-звезду мирового уровня и заставить ее петь внутри ледяного лабиринта.
Руководителей смущало другое. Праздничные мероприятия не приносят никакого дохода, поэтому считать расходы на их проведение обоснованными нельзя и, согласно Налоговому кодексу, на них надо платить налоги и социальные выплаты.
Но тут все зависело от квалификации бухгалтера. Попробуйте набрать в интернете словосочетание "налоги на корпоратив", и вы удивитесь обилию приемов и замысловатости схем ухода от налогов на корпоратив или их минимизации.
Например, сам корпоратив лучше проводить по статье "деловая встреча с партнерами", новогодние подарки сотрудникам и их детям оформить как премии за их конкретные достижения в течение года (сотрудников, а не детей, разумеется). Расходы на елку и елочные украшения провести по статье "внереализационные" со ссылкой на письма муниципалитета о необходимости украшения городской среды. И так далее.
Подобные советы бухгалтерам дают не какие-то жулики и хитрованы, а вполне респектабельные и уважаемые бухгалтерские издания, со ссылками на соответствующие письма Минфина и другие нормативные акты. В частности, на письмо Минфина РФ № 03-04-06-0 l/86 от l5.04.2008 года, которое можно считать апофеозом сюрреализма происходящего.
Это письмо разъясняет проверяющим органам, почему алкоголь и еда, употребленные сотрудником компании на празднике, нельзя обложить НДФЛ как "доход работника в натуральной форме". Потому что этот доход сотрудника "невозможно персонифицировать", то есть точно установить, сколько рюмок виски он лично выпил и сколько съел корпоративных бутербродов.
От патриотического отдыха к патриотической елке
Все эти налоговые ухищрения иллюстрируют лишь одну простую вещь. На месте простого и понятного советского регулирования расходов на корпоративы в современном российском законодательстве давно зияет огромная дыра, которую каждый обходит, как может.
На это в девяностые годы и в "сытые нулевые" мало кто обращал внимание. Заметной эта дыра стала с началом мирового кризиса. По инерции корпоративы продолжали праздновать, пока нелепость происходящего не стала бросаться в глаза.
Самым простым выходом из положения было бы законодательно отрегулировать эту проблему, не такая уж она пустячная. Новый год бывает раз в году, и это действительно – народный праздник. Но за более важными инициативам заняться этим Госдуме было недосуг. В итоге, в очередной раз проблему пришлось решать президенту.
Как практически это можно сделать, показывает предложение Ростуризма о поправках в Налоговый кодекс для стимуляции туризма внутри страны. Ростуризм предлагает относить финансовые средства предприятий, направляемые на оплату отдыха сотрудников и членов их семей, если те отдыхают в России, а не за рубежом, не к прибыли, а к затратам предприятия. А расходы самого сотрудника на приобретение такой льготной путевки вычитать из его налогооблагаемой суммы.
Отрегулировать рублем размах корпоративов легко по той же схеме: определить их разумный предел и ввести на этот лимит льготное налогообложение. Все, что выше него, можно обложить прогрессивным налогом. Потоки виски в ледяных лабиринтах иссякнут сами собой, а праздник останется.