МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Мария Токмашева. Киногод подарил России несколько кассовых фильмов, открыл для нашей страны слово "питчинг" и добавил в список отечественных актеров Жерара Депардье.
Новая политика Фонда кино и компромиссные питчинги минкультуры
Фонд кино окажет поддержку 26 фильмам в 2013 г.
30 августа 2013, 15:45
Кинополитика этого года продолжила начатый в конце 2012 года курс на ослабление влияния Фонда кино и усиление министерства культуры. Первым кадровым решением уходящего года стало назначение нового руководителя Фонда. На смену возглавлявшему его с момента основания Сергею Толстикову пришел Антон Малышев, молодой чиновник из администрации президента, сын ректора ВГИКа, некогда попробовавший себя и в продюсировании фильмов. К моменту принятия этого решения уже было известно новое направление работы Фонда кино — отныне он должен поддерживать только потенциально кассовые картины. Бюджет этого года был почти поровну разделен между Фондом и Минкультуры, и когда все юридические моменты были, наконец, урегулированы, Фонд объявил новый список компаний лидеров. Их, в отличие от предыдущих лет, оказалось целых 13. Причем, если раньше деньги им выделялись в равных объемах, то в этом году каждому из лидеров досталось ровно на осуществление тех проектов, которые прошли отбор экспертного и попечительского совета Фонда. В итоге Фонд поддержал 26 проектов компаний-лидеров, причем часть будущих фильмов была профинансирована по новой — возвратной — схеме.
Эксперты оценили претензии Минкультуры к фильму Миндадзе
14 августа 2013, 17:50
Минкультуры же главным достижением этого года решило сделать политику открытости, и провело летом серию питчингов, на которых известные режиссеры и продюсеры представляли свои новые проекты. В предыдущие годы селекцией проектов, претендующих на получение господдержки, занимался специальный экспертный совет Минкультуры, за что многие кинематографисты обвиняли ведомство в принятии закрытых, "кулуарных" решений. И проведение открытого питчинга, на котором присутствовали, в том числе, и журналисты, призвано было избавить процесс распределения государственных субсидий от вызывавшей кривотолки секретности. И, вроде бы, питчинг даже удался: ведомство поддержало как значимые авторские картины ("Левиафан" Андрея Звягинцева, "Чайковский" Кирилла Серебренникова), так и масштабные патриотические ленты ("Батальон смерти" Дмитрия Месхиева). Но "политика открытости" привела в итоге к скандалу. Минкультуры отказало в финансировании проекту Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", действие которого, по первоначальному сценарию, развивалось осенью 1940 года. Несмотря на поддержку экспертного совета и сильную проработку проекта (работа над идеей фильма была поддержана государством больше года назад, в рамках сотрудничества российского Фонда кино с немецкими фондами), в последний момент картине Миндадзе было отказано в госсредствах. Такое решение вызвало недовольство экспертов, режиссера и немецких партнеров фильма, и стало причиной разговоров о введении цензуры. Формальной причиной отказа стало то, что сценарий Миндадзе не прошел экспертизу военно-исторического и социально-психологического советов, по мнению которых, в этом фильме может быть немного не тот взгляд, которого ждут ветераны Великой Отечественной войны. При этом о существовании подобных советов при ведомстве и журналисты, и общественность узнали только после отказа Миндадзе.
Фильм "Чайковский" Серебренникова выйдет в 2015 году
26 июля 2013, 13:03
В итоге после долгих переговоров создателям ленты и Минкультуры пришлось найти компромиссное решение. В помощь Миндадзе привлекли консультантов от Института всеобщей истории РАН и Военно-исторического общества, заставили перенести действие картины в 1930-е годы, а деньги на проект Миндадзе выдал Фонд кино. Все обвинения в цензуре министром культуры Владимиром Мединским, который в этом году стал лично курировать кинематограф, были отвергнуты.
Другой жертвой питчингов неожиданно стал и проект "Чайковский" Кирилла Серебренникова. Режиссер вместе со своим продюсером Сабиной Еремеевой кроме средств Минкультуры ожидали еще и финансирования со стороны Фонда кино, который в итоге отказал в деньгах. Создатели картины громко отреагировали на отказ и пообещали отказаться и от денег Минкультуры, однако и в этой ситуации был найден компромисс. Ведомство пообещало смягчить условия договора о господдержке, и таким образом конфликт был исчерпан.
Успешная касса
"Сталинград": великий IMAX c великим 3D
9 октября 2013, 10:15
Несмотря на то, что политика в сфере кино весь этот год претерпевала изменения (и, видимо, в будущем году будет претерпевать их дальше), 2013 год стал довольно успешным для российского кино в целом. Уже в феврале на экраны вышел байопик об известном хоккеисте Валерии Харламове "Легенда №17" Николая Лебедева. Фильм этот не только закрепил статус "звезды" за молодым актером Данилой Козловским, сыгравшим роль Харламова, но и доказал, что и российские режиссеры уже научились делать вполне голливудские работы. Успех "Легенды" закрепил и даже превысил фильм "Сталинград" Федора Бондарчука, который на протяжении нескольких недель подряд держался в первой строчке по кассовым сборам, превосходя кассу голливудских картин. Фильм Бондарчука продемонстрировал технологические навыки российских кинематографистов, которые, как выяснилось, умеют работать в технологии 3D, пусть пока и в ущерб чисто художественных составляющих кино. Через пару недель после "Сталинграда" появился и еще один успешный российский фильм — дебютная комедия Жоры Крыжовникова "Горько!", который, по сумме сборов, конечно, уступил "Сталинграду", но зато, в отличие от высокобюджетного фильма Бондарчука, окупил затраты на свое производство в пять раз.
Новый русский Распутин
Премьера "Распутина": с аншлагом, но без Депардье
6 ноября 2013, 10:21
В самом начале года в полку российских граждан прибыло: паспорт РФ получил знаменитый французский актер Жерар Депардье. На популярного во всем мире актера обрушилась специфическая — российская — слава. Предложение "поднимать" культурную жизнь пошли к нему практически из каждого региона. Французу Депардье предлагали стать министром культуры Мордовии, поработать в Тюменском Большом драматическом театре, заняться виноделием на Кубани, вступить в партию КПРФ, получить звание "почетного удмурта". На часть предложений Депардье согласился, часть оставил без внимания. Это, впрочем, не помешало актеру обзавестись и российской недвижимостью: Депардье щедро одарили квартирами в Саранске и Чечне. Жить там знаменитый актер, судя по всему, не стал: предпочел небольшой домик в бельгийской деревне на границе с Францией. Но в долгу перед Россией француз не остался. Летом актер приехал на Московский международный фестиваль представить картину "Распутин", в которой и сыграл заглавную роль — пожалуй, самой загадочной личности в российской истории. Качество фильма оставляло желать лучшего, но роль Депардье в картине, конечно, запоминающаяся. Француз "с русской душой" с отчаянием пытался донести до всех зрителей силу и мощь старца Распутина, щеголявшего в просторной белой рубахе и ставшего, согласно фильму, жертвой заговора придворной элиты. После "триумфа Распутина" Депардье принял гражданство еще нескольких стран и, кажется, навсегда уехал из нашей гостеприимной страны, подписавшись при этом еще на пару киноролей: мало ли как сложится жизнь в бельгийской деревне.