КРАСНОЯРСК, 15 дек — РИА Новости, Виктория Мельникова. Красноярские эксперты в День памяти журналистов вспомнили самые нашумевшие случаи гибели представителей четвертой власти. Они уверены, что сегодня представители этой опасной профессии обезопасить себя могут с помощью социальных сетей и суда.
"Единственный случай за последнее время, связанный с гибелью журналиста, произошел в марте этого года в Лесосибирске на севере края. Корреспондента местной телерадиокомпании избили до смерти, но это не было связано с его профессией. Преступник вскоре был найден и осужден. Им оказался неоднократно судимый житель Лесосибирска. Между ним и журналистом возник бытовой конфликт", — пояснил Юрченко.
Вертолет Лебедя
По словам председателя профсоюза работников СМИ Красноярского края, директора бюро журналистских расследований Дмитрия Голованова, самый известный случай гибели красноярских журналистов при исполнении своих обязанностей — это авиакатастрофа в апреле 2002 года на юге края, недалеко от Ермаковского района, в результате которой погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь.
Губернатор вместе с сотрудниками своей администрации и журналистами (всего на борту было 20 человек) на вертолете Ми-8 отправился на юг края на открытие новой горнолыжной трассы.
"Это был самый громкий случай гибели журналистов. Вместе с генералом Лебедем в вертолете разбилось трое журналистов — телекорреспондент Наталья Пивоварова, оператор Игорь Гареев и спортивный журналист Константин Степанов", — рассказал Голованов.
Пресс-секретарь Александра Лебедя Геннадий Климик был в том вертолете. Он вспоминает, что никого предчувствия беды у него не было. "Мы летели на открытие горнолыжной трассы, в честь которой был заготовлен концерт. Все, кто был в вертолете, ждали этого праздника, поэтому никакого предчувствия опасности не было", — говорит Климик.
Вертолет разбился, немного не долетев до пункта назначения. Всего погибло восемь человек, остальные 12 были серьезно ранены.
Все участники той трагедии, с которыми удалось пообщаться, уверены, что катастрофа — это роковая случайность. "Сам Лебедь был фаталистом. Он говорил: "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет". Из-за погодных условий видимость была плохой, поэтому вертолет налетел на линии электропередачи", — говорит Климик.
Командир экипажа вертолета Тахир Ахмеров был приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В феврале 2006 года он вышел на свободу по условно-досрочному освобождению.
"Удачная" история
Историю трагической гибели журналиста красноярской "Сегодняшней газеты" Вадима Алферьева помнят многие красноярцы. В декабре 1995 года корреспондент был зверски избит в подъезде собственного дома в центре города. Он умер в больнице, так и не приходя в сознание. Преступники до сих пор не найдены.
"На мой взгляд, это было заказное убийство. Вадим Алферьев писал тему строительства элитного коттеджного поселка "Удачный" в черте города. Вскоре после серии публикаций об "Удачном" на него и напали в подъезде", — говорит Голованов.
С экспертом соглашается Игорь Рудик, он вместе с Алферьевым работал в "Сегодняшней газете".
Он говорит, что сразу после смерти журналиста правоохранительные органы выдвинули версию — "нападение подростков". "Была гипотеза, что Вадима убили пьяные подростки в подъезде. Эта версия и тогда и сейчас мне кажется откровенно глупой. Это было заказное убийство. Единственное, что его, возможно, не хотели убивать, а просто напугать", — говорит Рудик.
Официальный представитель краевого следственного комитета Ольга Шаманская рассказала РИА Новости, что дело по факту смерти Вадима Алферьева не закрыто. "Расследование данного уголовного дела продолжается", — пояснила Шаманская.
Через десять лет после гибели Вадима Алферьева на трассе "Байкал", по дороге в Красноярск разбилась известная местная тележурналистка Оксана Зеленко. Она много лет проработала на красноярском телевидении, в последнее время делала специальную программу о деятельности Законодательного собрания края.
По словам подруги Оксаны, тележурналистки Натальи Кечиной, она ехала вместе с оператором с Богучанской ГЭС, где была в служебной командировке.
"В той аварии погибла только Оксана. Водитель и оператор сильно не пострадали. В автомобиль, в котором ехали журналисты, врезался "КамАЗ". Когда она погибла, я поняла, насколько у нас опасная профессия. Ведь командировки у журналистов дело обычное", — говорит Кечина.
По ее словам, самое грустное в этой истории то, что у Оксаны остался маленький сын. "Ему тогда было всего четыре года. На воспитание мальчика взяла его бабушка, мама Оксаны", — сказала Кечина.
Соцсети и суд
По словам Дмитрия Голованова, сегодня журналистика в Красноярске не менее опасная профессия, чем в середине 90-х. "Если писать тексты самому, а не компилировать, то это по-прежнему одна из самых опасных профессий. Например, совсем недавно мне угрожали расправой, когда я снимал один из заводов Красноярского края, где происходил рейдерский захват", — говорит Голованов.
По ее словам, сегодня красноярским журналистам защитить себя гораздо проще. "Сейчас стало гораздо проще отстаивать свои права в суде. Кроме того, с развитием социальных сетей у журналистов появилась возможность о своих проблемах моментально сообщать всему миру, а это дает небольшую гарантию того, что с ними ничего не случится", — говорит Пензина.
Дмитрий Голованов соглашается с коллегой. "Наша профессия для нас самый верный способ защиты. Когда происходят истории такие, как с Вадимом Алферьевым, надо не молчать, а бить во все колокола", — поясняет Голованов.