Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Накануне оглашения "человека года" по версии журнала Time все так были взволнованы финалистами – кандидатурами президента Сирии Башара Асада и "московского сидельца" Эдварда Сноудена, – что вариант Папы Римского Франциска как-то не воспринимался всерьез. А ведь выбор получился куда сильнее Асада и Сноудена.
Кризис навсегда
Переживает ли католическая и вообще христианская вера кризис? Проще найти время, когда она его не переживала. Историки, например, до сих пор пытаются решить "загадку XIV века": каким образом уцелела Европа, то есть вся ее цивилизация, после Столетней войны, сочетавшейся еще и с эпидемией чумы? Ну, а о том, что творилось тогда с церковью, как к ней относились люди, откуда взялась в следующем веке повальная мода на колдовство и сатанизм (и какой была реакция той же церкви на это), лучше и не вспоминать.
Но и любой другой век ненамного лучше, так же, как и реакция на него Ватикана. Как насчет середины XX века и предельно консервативного Пия ХII, которого некоторые именуют даже "гитлеровским папой" (симпатии явно были)? А чего хорошего добилась церковь при Вольтере и энциклопедистах, которые именно с ней и боролись, да еще так успешно?
В конце концов, любая религия переживает кризис в каждый данный момент, поскольку сомнения и отчаяние живут в сердце каждого человека, и разрешает он этот кризис в конечном счете самостоятельно.
То, что мы сейчас наблюдаем как в западном, так и православном мирах – это нечто вроде второй волны коммунизма. То, что либеральная идеология в ее нынешнем издании до странности похожа на коммунистическую (в том числе своим атеизмом), подмечено давно. И на церковные учреждения нападает с не меньшим энтузиазмом.
Ну, а как либеральная идеология критикует – дело известное. Довольно простым образом, обвиняет в коррупции: "простые люди" это любят. Объектом номер один оказались священники – якобы педофилы, и еще всякие денежные дела церкви. И, кстати, с православием и вообще с религиозным мышлением по всему миру эти люди таким же примерно образом и борются.
В этой ситуации в марте этого года в Ватикан вселился первый за 1200 лет неевропейский папа, аргентинец Хорхе Марио Бергольо, и за полгода с лишним показал, что обновление – оно же возрождение – церкви очень даже возможно.
Как же ему было не стать "человеком года", с журналом Time или как-то еще? Одного его избрания (после отставки предшественника) хватило, а тут еще и масса всего, что он успел наговорить и сделать.
Быть верующим станет модно?
Но в том-то и дело, что "аргентинский папа", взращенный иезуитами с их культом знания и интеллекта, пошел гораздо дальше. Он предлагает католическому миру не только новый стиль, но и обновленные идеи. Вот уникальный случай – интервью. Но ведь папы, подобно монархам, не дают интервью? А этот дал. Одновременно "La Civiltà Cattolica" (Италия), "Etudes" (Франция), "Stimmen der Zeit" (Германия), "Choisir" (Швейцария)… всего в 16 изданиях. И сказал, среди прочего, об открытости церкви для всех "социально раненых", о том, что реформы в церкви вторичны, а первично то, что священники должны действительно вести людей за собой, согревать их сердца. И о том, что любит фильм "Дорога" Феллини, и о…
Но то было лишь одно интервью. Еще есть опубликованное несколько дней назад апостольское послание Франциска, которое не грех прочитать и не католикам. Насчет того, что долг богачей — жертвовать на благотворительность, долг властей – обеспечивать своих граждан работой, образованием и медицинским обслуживанием. Капитализм он назвал "новой тиранией", а мировую экономику — порочной, поскольку она целиком выстроена на "культе денег".
Папа-социалист? А ведь, вроде бы, все эти мысли заложены в основы христианства. И высказывались этой и иными церквями век за веком.
Говорят, на день рождения 17 декабря молодые американские католики готовят ему подарок в виде… очень большой открытки. Собирают подписи, уже есть 10 тысяч. И в голову приходит мысль: вот такие, как Франциск, добиваются того, что быть католиком… вообще христианином, да просто верующим – может быть, извините, модно.
Но что мы точно видим уже сегодня – что на троне святого Петра появился человек, который умеет заставить себя слушать и уважать, причем делает это просто силой авторитета и умением убеждать. Мы видим также, что в мире появился… политик? Нет, просто личность мирового масштаба, с которой считаются, независимо от цивилизационной и религиозной принадлежности. Мы видим, что религия может быть живой, молодой, уверенной. Этого всего более чем достаточно, чтобы сделать его "человеком года".