Белла Адцеева
Классические амплуа французского актера Жана Маре, со дня рождения которого сегодня исполняется 100 лет, — благородные, сильные и ловкие герои, не ведающие страха. Проект Weekend вспоминает главные роли актера – графа Монте-Кристо, Д’Артаньяна и Фантомаса, образ которого отчасти стал причиной его постепенного ухода из кино.
Одним из главных событий в жизни и карьере Жана Маре стало знакомство с режиссером и писателем Жаном Кокто в 1937 году. "Я был приглашен в театр почти случайно. Спектакли проходили неспокойно, публика свистела, а я бросал ей взгляды, полные ненависти. Я пытался устоять перед ее натиском. Кокто заметил мою смелость и был мне за нее благодарен. Встреча с этим человеком стала для меня вторым рождением", — признавался позже актер. Поначалу он играл в спектаклях Кокто, которые тот ставил по собственным пьесам. После работы над спектаклями "Царь Эдип", "Рыцари круглого стола", "Двуглавый орел", "Ужасные родители" Кокто и Маре начали сотрудничать и в кино.
Вернуться к кинематографу Кокто уговорил как раз Жан Маре, который к тому времени уже был известен во Франции, но не обрел мировой популярности. В фильме "Красавица и чудовище" (1946) он сыграл и Чудовище, и Принца, а также эпизодическую роль. В фильме оказалось намного меньше сюрреализма, чем в ранних киноработах Кокто, однако его стиль чувствовался, к примеру, в сцене погружения в сон или в изображении зазеркального мира, а на некоторые роли режиссер по традиции пригласил не профессиональных актеров, а знакомых. Как бы то ни было, фильм отличался от картин, которые производились во Франции в 1940-х годах, и стал чрезвычайно популярен у публики, сделав Жана Маре одной из главных звезд европейского кино.
После "Красавицы и чудовища" режиссер и актер вместе работали над экранизацией пьес "Двуглавый орел" и "Ужасные родители", а в 1950 году на экран вышел фильм "Орфей", ставший самой известной картиной Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли.
Черно-белая сюрреалистическая фантазия Кокто с ее зловещей, мистической атмосферой сочетала в себе сразу несколько жанров – от приключенческого фильма до триллера. По сюжету, популярный поэт Орфей оказывается свидетелем смерти поэта Сежеста, после гибели которого он начинает получать по радиоприемнику странные сообщения – строки из стихов Сежеста. Кроме того, по ночам в комнату Орфея приходит Смерть, которую сопровождает водитель Эртебиз. Эртебиз, некогда бывший живым человеком, а теперь погибший, влюбляется в жену Орфея Эвридику и становится косвенной причиной ее смерти. После и сам Орфей попадает в загробный мир, где присутствует на судебном разбирательстве над Смертью и увозит обратно в свой дом Эвридику.
Таинственная картина со сложносочиненным сюжетом, порой напоминающая страшный сон, укрепила Маре в статусе любимца публики и открыла возможность работы не только с французскими режиссерами, но и с ведущими европейскими мастерами.
В 1953 году на экраны вышла, пожалуй, самая знаменитая и успешная экранизация романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Именно такого Жана Маре – в роли Эдмона Дантеса – полюбили зрители во всем мире. В том числе, и в Советском Союзе, где образ жизнерадостного высокого красавца без страха и упрека, ловко управляющегося со шпагой и отлично держащегося в седле, стал "визитной карточкой" актера на долгие годы, вплоть до выхода трилогии о Фантомасе. Жан Маре самостоятельно выполнял все трюки, а режиссер Робер Вернэ специально строил кадры таким образом, чтобы это было заметно.
В экранизации "сентиментального романа" Федора Достоевского "Белые ночи" партнерами Маре по съемочной площадке стали Марчелло Мастроянни и Мария Шелл, а режиссером выступил прославленный Лукино Висконти. Роль в "Белых ночах" отличается от тех работ Жана Маре, с которыми его ассоциируют до сих пор. Действие картины происходит в послевоенной Италии. По сюжету, каждую ночь одинокий мужчина (Марчелло Мастроянни) встречает на улице русскую девушку Наталью (Мария Шелл), в которую без памяти влюбляется. Но Наталья помолвлена с Тенантом (Жан Маре), который неожиданно покинул город, пообещав вернуться лишь через год. Фильм, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале, был тепло встречен жюри, которое присудило Лукино Висконти "Серебряного льва".
Еще одна "классическая" роль Жана Маре – Д’Артаньян в фильме режиссера Анри Декуэна "Железная маска" (1962). 49-летний актер вновь предстал здесь в своем любимом амплуа, а коронная фраза его героя – "Видели бы вы меня 20 лет назад!" — звучит как кокетство: Д’Артаньян Жана Маре по-прежнему неотразим.
1960-е стали для актера тяжелым временем: в это время от болезни умер Жан Кокто, отношения с которым продлились больше 25 лет. Незадолго до смерти он подал Маре идею сняться в фильме, основанном на популярных комиксах о Фантомасе. В результате "Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотленд-Ярда" имели огромный зрительский успех во всем мире – продюсеры были так уверены в кассовых сборах, что запустили в производство вторую часть еще до того, как на экраны вышла первая.
Роль журналиста Фандора и неуловимого злодея Фантомаса стала настолько популярной во всем мире, что сделала актера заложником собственного образа – трилогия оказалась одновременно одним из самых громких успехов Жана Маре и одной из причин его постепенного ухода из кино. "Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал", — рассказывал актер, который в период с 1970 по 1998 год снялся лишь в нескольких фильмах.
Последние годы жизни Жан Маре провел на юге Франции, где занимался своим любимым делом – скульптурой, которой увлекался еще в юности. Пабло Пикассо, как-то увидевший ранние работы Маре, удивился, как настолько талантливый художник мог "тратить время на какие-то съемки". Кроме того, он смог полностью посвятить себя театру, который до конца жизни ставил выше кино. "Я ни с чем не могу сравнить то чувство полного счастья, когда я выхожу на сцену или же получаю роль, которая мне нравится. Это одновременно и ужасно, и прекрасно", — признавался Маре.