Рейтинг@Mail.ru
Фантомас, Орфей, Д'Артаньян - бесстрашные герои Жана Маре - РИА Новости, 11.12.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фантомас, Орфей, Д'Артаньян - бесстрашные герои Жана Маре

© GaumontКадр из фильма "Фантомас" (1964)
Кадр из фильма Фантомас (1964)
Читать ria.ru в
Дзен
К 100-летию со дня рождения Жана Маре проект Weekend вспоминает главные роли французского актера - от бесстрашного графа Монте-Кристо до неуловимого злодея Фантомаса.

Белла Адцеева

Классические амплуа французского актера Жана Маре, со дня рождения которого сегодня исполняется 100 лет, — благородные, сильные и ловкие герои, не ведающие страха. Проект Weekend вспоминает главные роли актера – графа Монте-Кристо, Д’Артаньяна и Фантомаса, образ которого отчасти стал причиной его постепенного ухода из кино.

Одним из главных событий в жизни и карьере Жана Маре стало знакомство с режиссером и писателем Жаном Кокто в 1937 году. "Я был приглашен в театр почти случайно. Спектакли проходили неспокойно, публика свистела, а я бросал ей взгляды, полные ненависти. Я пытался устоять перед ее натиском. Кокто заметил мою смелость и был мне за нее благодарен. Встреча с этим человеком стала для меня вторым рождением", — признавался позже актер. Поначалу он играл в спектаклях Кокто, которые тот ставил по собственным пьесам. После работы над спектаклями "Царь Эдип", "Рыцари круглого стола", "Двуглавый орел", "Ужасные родители" Кокто и Маре начали сотрудничать и в кино.

Вернуться к кинематографу Кокто уговорил как раз Жан Маре, который к тому времени уже был известен во Франции, но не обрел мировой популярности. В фильме "Красавица и чудовище" (1946) он сыграл и Чудовище, и Принца, а также эпизодическую роль. В фильме оказалось намного меньше сюрреализма, чем в ранних киноработах Кокто, однако его стиль чувствовался, к примеру, в сцене погружения в сон или в изображении зазеркального мира, а на некоторые роли режиссер по традиции пригласил не профессиональных актеров, а знакомых. Как бы то ни было, фильм отличался от картин, которые производились во Франции в 1940-х годах, и стал чрезвычайно популярен у публики, сделав Жана Маре одной из главных звезд европейского кино.

© DisCina (1946)Кадр из фильма "Красавица и чудовище" (1946)
Кадр из фильма Красавица и чудовище (1946)

После "Красавицы и чудовища" режиссер и актер вместе работали над экранизацией пьес "Двуглавый орел" и "Ужасные родители", а в 1950 году на экран вышел фильм "Орфей", ставший самой известной картиной Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли.

Черно-белая сюрреалистическая фантазия Кокто с ее зловещей, мистической атмосферой сочетала в себе сразу несколько жанров – от приключенческого фильма до триллера. По сюжету, популярный поэт Орфей оказывается свидетелем смерти поэта Сежеста, после гибели которого он начинает получать по радиоприемнику странные сообщения – строки из стихов Сежеста. Кроме того, по ночам в комнату Орфея приходит Смерть, которую сопровождает водитель Эртебиз. Эртебиз, некогда бывший живым человеком, а теперь погибший, влюбляется в жену Орфея Эвридику и становится косвенной причиной ее смерти. После и сам Орфей попадает в загробный мир, где присутствует на судебном разбирательстве над Смертью и увозит обратно в свой дом Эвридику.

© Andre Paulve Film, Films du Palais Royal (1950)Кадр из фильма "Орфей" (1950)
Кадр из фильма Орфей (1950)

Таинственная картина со сложносочиненным сюжетом, порой напоминающая страшный сон, укрепила Маре в статусе любимца публики и открыла возможность работы не только с французскими режиссерами, но и с ведущими европейскими мастерами.

В 1953 году на экраны вышла, пожалуй, самая знаменитая и успешная экранизация романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Именно такого Жана Маре – в роли Эдмона Дантеса – полюбили зрители во всем мире. В том числе, и в Советском Союзе, где образ жизнерадостного высокого красавца без страха и упрека, ловко управляющегося со шпагой и отлично держащегося в седле, стал "визитной карточкой" актера на долгие годы, вплоть до выхода трилогии о Фантомасе. Жан Маре самостоятельно выполнял все трюки, а режиссер Робер Вернэ специально строил кадры таким образом, чтобы это было заметно.

© Cineroma, Fono Roma, La Société des Films Sirius (1954)Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо" (1954)
Кадр из фильма Граф Монте-Кристо (1954)

В экранизации "сентиментального романа" Федора Достоевского "Белые ночи" партнерами Маре по съемочной площадке стали Марчелло Мастроянни и Мария Шелл, а режиссером выступил прославленный Лукино Висконти. Роль в "Белых ночах" отличается от тех работ Жана Маре, с которыми его ассоциируют до сих пор. Действие картины происходит в послевоенной Италии. По сюжету, каждую ночь одинокий мужчина (Марчелло Мастроянни) встречает на улице русскую девушку Наталью (Мария Шелл), в которую без памяти влюбляется. Но Наталья помолвлена с Тенантом (Жан Маре), который неожиданно покинул город, пообещав вернуться лишь через год. Фильм, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале, был тепло встречен жюри, которое присудило Лукино Висконти "Серебряного льва".

© Фото : Cinematografica Associati (CI.AS.), Rank Film, Vides Cinematografica (1957)Кадр из фильма "Белые ночи" (1957)
Кадр из фильма Белые ночи (1957)

 

Еще одна "классическая" роль Жана Маре – Д’Артаньян в фильме режиссера Анри Декуэна "Железная маска" (1962). 49-летний актер вновь предстал здесь в своем любимом амплуа, а коронная фраза его героя – "Видели бы вы меня 20 лет назад!" — звучит как кокетство: Д’Артаньян Жана Маре по-прежнему неотразим.

© Ceres Films (1962)Кадр из фильма "Железная маска" (1962)
Кадр из фильма Железная маска (1962)

1960-е стали для актера тяжелым временем: в это время от болезни умер Жан Кокто, отношения с которым продлились больше 25 лет. Незадолго до смерти он подал Маре идею сняться в фильме, основанном на популярных комиксах о Фантомасе. В результате "Фантомас", "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотленд-Ярда" имели огромный зрительский успех во всем мире – продюсеры были так уверены в кассовых сборах, что запустили в производство вторую часть еще до того, как на экраны вышла первая.

© Фото : Gaumont. 1964Жан Маре в фильме "Фантомас"(1964)
Жан Маре в фильме Фантомас(1964)

Роль журналиста Фандора и неуловимого злодея Фантомаса стала настолько популярной во всем мире, что сделала актера заложником собственного образа – трилогия оказалась одновременно одним из самых громких успехов Жана Маре и одной из причин его постепенного ухода из кино. "Мне не предлагали больше ничего, кроме приключенческих фильмов. Ловушка, которой я старательно избегал, захлопнулась. Я начал отказывать. А потом мне больше никто ничего уже не предлагал", — рассказывал актер, который в период с 1970 по 1998 год снялся лишь в нескольких фильмах.

Последние годы жизни Жан Маре провел на юге Франции, где занимался своим любимым делом – скульптурой, которой увлекался еще в юности. Пабло Пикассо, как-то увидевший ранние работы Маре, удивился, как настолько талантливый художник мог "тратить время на какие-то съемки". Кроме того, он смог полностью посвятить себя театру, который до конца жизни ставил выше кино. "Я ни с чем не могу сравнить то чувство полного счастья, когда я выхожу на сцену или же получаю роль, которая мне нравится. Это одновременно и ужасно, и прекрасно", — признавался Маре.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала