Эмираты, помимо того, что это престижное направление отдыха, где можно купаться и шопиться круглый год, нам, русским, интересны еще и тем, что эта страна — пример того, как можно распорядиться своим нефтяным богатством. А еще того, как можно модернизировать свою страну и, свалив всю работу на приезжих, организовать миграционную политику.
В ОАЭ живет чуть меньше 5 миллионов человек, из которых около 90% — иностранцы. Остальные, соответственно, граждане. А теперь вспомним о том, что Эмиратам принадлежит 7% мировых запасов нефти (России, для сравнения, только 5,6%), и причины процветания будут понятны.
Первый среди равных
Главный среди семи входящих в ОАЭ эмиратов — Абу-Даби. Во-первых, на его территории добывается около 94% всей нефти. Во-вторых, Абу-Даби занимает примерно 80% территории этого странного государства, а остальные шесть ютятся на оставшихся 20%. "Странными" же ОАЭ считаются потому, что это уникальное сочетание монархической и республиканской форм правления. Внутри каждого отдельного эмирата вся власть принадлежит шейху. Зато для принятия решений, касающихся всего государства, шейхи демократично собираются на Высший совет союза. Например, раз в пять лет они выбирают президента. И по какому-то совпадению им все время оказывается шейх самого богатого эмирата, то есть Абу-Даби. А сам город, одноименный с эмиратом, разумеется, является столицей государства.
Экономика Абу-Даби держится, помимо нефти (кстати, в последние годы шейх проводит политику диверсификации экономики), на мигрантах, которым "доверяют" всю тяжелую работу, и высокооплачиваемых экспатах. Поэтому в Эмиратах можно встретить выходцев со всего мира — от других арабских стран до Австралии, Филиппин и США.
Право на труд и алкоголь
Миграционная политика в ОАЭ жесткая. Приезжие имеют только временный вид на жительство без каких-либо перспектив стать когда-нибудь полноценными гражданами. Они лишены права голоса на местных выборах и не могут баллотироваться, а обладают только правом на труд (впрочем, весьма и весьма высокооплачиваемый).
Первые признаки этой знаменитой политики мы встречаем уже в самолете авиакомпании Etihad, летающем в Абу-Даби из Шереметьево. Оказывается, этот перевозчик старается на международные рейсы набирать бортпроводников со знанием языка принимающей страны. Мы, например, познакомились с очаровательной Верой Ивановой из Узбекистана, которая у себя на родине работала учителем русского языка. Бортпроводникам такой престижной авиакомпании, как Etihad, платят, конечно, гораздо больше, чем учителям в Средней Азии.
Как рассказывает Вера, она попала на борт через кадровое агентство, работающее у нее на родине по заказу арабов, — это стандартный для многих путь. Условиями работы довольна — она живет в общежитии, зарплата и соцпакет достойные.
Интересно устроена и процедура получения разрешения на работу — у каждой фирмы в ОАЭ есть своя квота на приглашение сотрудников из-за рубежа. В трудовой визе приезжего написано, какой именно работодатель пригласил его в страну. Если же человека увольняют, то ему придется уехать на родину. Неудивительно, что трудовая дисциплина здесь на высоте, а преступность — на нуле: провинившихся моментально депортируют, а уезжать из общества будущего обратно в Индию или Бангладеш как-то не хочется.
Высокопоставленные ловцы жемчуга
Те же, кому повезло родиться местным, занимают в основном государственные должности — в администрации, полиции, армии. Занимаются бизнесом. Большинство из них — потомки местных кочевых племен, в том числе самого большого — бани-яз.
Основная часть эмирата — засушливые пески да полоска земли вдоль соленого залива. Так что не стоит удивляться тому, что до открытия месторождений нефти местные племена всегда жили небогато, промышляя крышеванием торговых путей по суше и морю и ловлей жемчуга.
Любопытно, что именно ловля жемчуга легла в основу этого государства — еще в начале XIX века правители Абу-Даби убедили соседей на сезон ловли жемчуга заключать перемирие. Со временем перемирие трансформировалось в полноценный союз.
Кое-какая жизнь теплилась только в оазисах и на острове Абу-Даби. У острова этого была гавань, и оказалось, что кораблям было удобно разгружаться именно здесь, тем паче что в других местах суда из-за мелководья подойти к берегам не могли. Кроме того, Абу-Даби служил удобным плацдармом для грабежа проплывавших мимо кораблей — в XIX веке жители залива пользовались той же репутацией, что сегодня сомалийские пираты.
В общем, вряд ли предки жителей Эмиратов, в Средние века влачившие существование на этом куске пустыни, могли мечтать, что когда-нибудь их отпрыски станут одними из самых богатых людей планеты. На жизнь, которую вели кочевники, можно посмотреть только в специальных этнографических деревнях. Одна из них есть и в городе Абу-Даби.
Охота к перемене мест
Об основании города есть красивая легенда. Будто бы в 1761 году шейх разросшегося племени бани-яз, на тот момент жившего в оазисе Лива, отправил несколько самых смелых парней на разведку на морское побережье — они должны были подыскать место для нового поселения, куда могла бы переехать часть племени.
Проголодавшись, разведчики устроили охоту, окружили газель и прижали к морскому берегу, уже предвкушая добычу. Но каково же было их удивление, когда животное смело бросилось прямо в открытое море. Оказалось, что неподалеку от берега есть остров, и газель беспрепятственно переплыла через залив. Вскоре охотники нашли ее, мирно пьющей из ручья. Стали они ее убивать или нет — история умалчивает, но точно известно, что на этом острове бедуины и решили основать новое поселение, назвав его в честь той самой газели, ведь "Абу-Даби" в переводе означает "отец газели". Вскоре большая часть племени переехала сюда, а в оазисе остался за правителя его сын.
Историческое безрыбье
Естественно, долгое время небогатым местным жителям было не до излишеств, а потому практически никаких архитектурных шедевров они не создали. Скромная башенка, именуемая фортом Аль-Мактаа (Al Maqtaa), — то немногое, что осталось в Абу-Даби от древности. Форт охранял пролив между островом и континентом, а также переправу. Сейчас остров и континент соединяет Мактаа-Бридж. Ну а башенку теперь саму тщательно охраняют — как-никак архитектурное наследие.
Еще в центре города с конца XVIII века сохранился небольшой дворец правителей Каср аль-Хосн (Qasr Al Hosn). Он до 1966 года оставался официальной резиденцией правящей фамилии Нахьян, а теперь в нем находится культурный фонд Абу-Даби.
Башенка Аль-Мактаа, дворец Каср аль-Хосн и The Souk — вот, по сути, и все древние сооружения (и то рынок надо из этого списка вычеркнуть). Все остальные достопримечательности относятся уже к творениям наших дней.
Воздушная широта
В эпоху больших нефтяных денег Абу-Даби кардинально перестроили. Все старые строения, в которых раньше ютились местные жители, снесли, понатыкав небоскребов. А иностранные проектировщики посоветовали шейхам придерживаться прямоугольной планировки.
В городе была введена интересная система обозначения улиц: у каждой есть название, но при этом еще и номер — четные параллельно, нечетные перпендикулярно, как в Нью-Йорке. Очень удобно, особенно для приезжих и таксистов, которые тоже приезжие.
Пока нефтяные деньги льются нескончаемым потоком, кипит и строительство. Кстати, интересная деталь — первый этаж у высоток всегда немного уже, чем второй и все остальные. Объясняется это просто — земля дорогая, поэтому дома тянутся не только вверх, но и вширь.
И еще одно наблюдение — город не предназначен для пешеходов. Бензин здесь дешевый, а люди богатые — вот и передвигаются все на машинах. Тем более что тут всегда жарко, и спастись от зноя можно только под кондиционером. По улицам передвигаться затруднительно еще и потому, что тротуары то и дело оказываются перегорожены очередной стройплощадкой.
За длинным дирхамом
Больше всего для пеших прогулок подходит шикарная набережная Корниш-Роуд (Corniche Road) с фонтанами, на несколько километров тянущаяся вдоль морского побережья.
Еще одна современная достопримечательность Абу-Даби — шикарная гостиница Emirates Palace. Она знаменита, в частности, своим автоматом по продаже золота — здесь можно купить слиточки от 1 до 10 граммов. Говорят, сначала этот агрегат поставили где-то в Европе, но там драгметалл никто не покупал, а потому его перевезли сюда. Еще один такой же поставили в Китае — и дело пошло. Тем же, кто пока не обзавелся собственной нефтяной скважиной, можно порекомендовать другие гостиницы, благо есть из чего выбирать.
Важный пункт любой турпрограммы — мечеть шейха Зайда, построенная совсем недавно (ее открыли в 2007 году). Считается, что это третья по величине мечеть в мире, уступающая только главным святыням мусульманского мира в Мекке и Медине, — она вмещает 40 тысяч верующих.
Нью-Абу-Даби
И вот вам еще одна параллель, которую можно провести между Москвой и Абу-Даби. Несколько лет назад местные власти объявили об амбициозном проекте расширения города, похожем на наш проект "удвоения" Первопрестольной, — к Абу-Даби будет присоединен соседний остров Саадият ("Остров счастья").
Тут появится в том числе и филиал нью-йоркского музея Гуггенхайма, причем, что характерно, он будет в восемь раз просторнее своего американского собрата. Еще на острове вырастут филиалы Американского университета и Лувра, Центр исполнительского искусства в виде тюльпана, спроектированный Захой Хадид, и небоскреб в виде перьев сокола. Что поделать — шейхи очень любят соколиную охоту. Глобальная цель этого мегапроекта — превратить Абу-Даби в культурный центр мирового значения, а заодно познакомить арабскую молодежь с лучшими образчиками западного искусства.
Само собой разумеется, здесь построят жилые дома и виллы, в которых, как ожидается, будут проживать 80 тысяч человек. Дома на любой вкус — со студиями от 70 тысяч долларов до вилл за 6 миллионов. А также школы, музеи, мечети, парки и отели. От прежнего острова останутся только мангровые заросли, которые станут парком.
"Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране арабской есть", — в шутку перефразировал Маяковского наш гид. К 2018 году проект, как ожидается, будет полностью готов, так что стоит наметить поездку.
Дмитрий Виноградов