Лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко в прошлом месяце сделал заявление, из которого можно было предположить, что его коллектив может распасться после заключительных концертов тура "SOS Матросу" в декабре. Перед столичным концертом группы в клубе Stadium Live, который состоялся 6 декабря, с Лагутенко побеседовала корреспондент РИА Новости Ирина Гордон.
- Что будет дальше с группой "Мумий Тролль"?
— Мне бы тоже хотелось знать, что будет дальше, потому что от "Мумий Тролля" я лично деться никуда не могу, потому что, собственно, я его придумал однажды. То, что он был, есть и будет – это факт, говорящий сам за себя.
- А что же тогда за странные намеки на то, что вы продолжите свое "плавание по музыкальным океанам на другом корабле"?
— Мы действительно решили завершить наш гастрольный тур "SOS Матросу" в том классическом виде, в котором представляли публике свой материал последние 16 лет. Это правда. Мне кажется, что на данный момент произошло много изменений в самой музыкальной среде – как музыка производится, как исполняется, какое есть взаимоотношение у зрителя, слушателя и артиста, выступающего на сцене. Есть определенные технологии, которые не то что нельзя игнорировать, просто хочется воплотить их в жизнь. Держать себя лично и группу "Мумий Тролль" в рамках такого классического рок-ансамбля мне мало.
- Что вы хотите изменить в группе?
- Но это ваш проект с группой "KETA", а не с "Мумий Троллем".
— Мне кажется, что на сегодняшний день мало быть группой самой в себе. Очень много каких-то различных идей. Вот мне, к примеру, нравится фестивальное движение. Думаю, что это самая реальная площадка, чтобы открывать то, что случается сегодня и что будет завтра. Я всегда говорил, что создавал "Мумий Тролль" не для самолюбования. Мне всегда казалось, что должно быть очень много таких коллективов, как "Мумий Тролль", и мы бы все такие общались, выстраивали свою какую-то жизнь вокруг друг друга. И было бы у нас такое музыкальное сообщество. Но как-то так музыкального сообщества и не сложилось в 1990-х. Какие-то ростки были, но все равно, я считаю, все занялись самолюбованием или саморазрушением. Поэтому тот фестиваль, который мне удалось запустить, – "Рок Владивостока" или "V-Rox" — это и есть, по-моему, мостик к такому глобальному музыкальному сообществу в его реалистичном проявлении, а не в виртуальном.
- Остается ли в ваших глобальных замыслах сама группа "Мумий Тролль"? Будет ли она давать концерты и записывать альбомы или превратится в некую абстрактную путеводную звезду для музыкального сообщества, о котором вы говорите?
— Это все просто. Записывать альбомы сейчас просто, давать концерты тоже просто. Я не думаю, что над этим надо вообще задумываться и концентрироваться на этом. У нас это очень легко получается. Записать альбом? Ну, в следующем году еще один альбом запишем, потом – еще один. Нет сейчас таких ресурсов, которые надо подтягивать, чтобы записать альбом. Придумал песню – записал. Легко. На коленке. На таком же iPad’е, как у вас, – тут есть программка GarageBand. Поверьте, если бы у нас было такое 16 лет назад, когда мы записывали наши первые пластинки, то ни в какую студию я бы вообще не ходил. Мне бы этого абсолютно хватило. И концерты будут. Давать их? Да сейчас свистни "Мумий Тролль" — и поедешь в тур по стране. Еще сто городов. Мы только что проехали Камчатку, Сахалин, Урал, Сибирь, Украину, центральную часть России…
- Ну, сейчас, конечно, хочется отдохнуть?
— Дело даже не в отдыхе, а в том, что все это — пройденные тропки, и ты прекрасно знаешь, где они находятся, как это все работает. Я знаю, что они существуют, они есть и они уже не зарастут. А надо какие-то новые тропинки протоптать. Знаете, чтобы в мышеловку не попасть. Вот будто забрались в свой замок, а к нему только одна дорога не заросшая ведет, и кажется, что вы в мышеловке и какие-то неведомые враги могут, допустим, овраг какой-то прорыть. А на самом деле у вас есть много дорог, много путей для наступления, маневров или отступления.
- Вот как раз к теме отступления. То ваше высказывание, которое всех взбудоражило, заканчивается строчкой "Да и пора возвращаться в порт приписки". Что это значит?
— У каждого корабля есть порт приписки. Для меня это Владивосток. Владивосток остается для меня самым близким городом из всех доступных мне. С ним многое связано. И это отнюдь не ностальгические воспоминания. Честно говоря, я абсолютно не ностальгирую по советскому прошлому. Ничего мне там не нравилось, ничего не происходило так, как бы мне хотелось. Да, у меня было много каких-то иллюзий, мечт и фантазий, но не более того. А сейчас стали происходить какие-то вези, о которых мне мечталось хоть чуть-чуть 20 лет назад. И поэтому из моих путешествий по всей стране — а я не понаслышке знаю и вижу, что происходит — мне кажется, что Владивосток – одно из самых центральных мест в стране, где на данный момент действительно что-то происходит.
- То есть вы возвращаетесь во Владивосток?
— Я, по сути дела, там уже и живу, а в Москве и не жил никогда. Я всем сердцем верю, что у этого места есть будущее. И на своем веку я бы хотел увидеть, что там действительно есть потенциал того аллегорического "Владивостока 3000", о котором мифологизируют дальневосточники. О той параллельной реальности, которая вроде как могла бы там существовать в связи со своими историческими и географическими предпосылками. Но почему-то ее пока нет. Вот, например, есть во Владивостоке издательство "Рубеж", где много переиздают авторов 20-х годов, которые в России неизвестны – они писали, в основном, в китайской иммиграции. Они описывали те времена, когда Владивосток жил жизнью не всей страны, а какой-то своей, сумбурной. Так, если подумать, в кусок времени с тех пор до сегодняшнего дня вместилась бы моя жизнь, то есть это очень краткий период времени. И я верю, что раз за тот краткий период времени столько грандиозных перемен произошло и жизнь стала совсем другой, то теперь она может стать совершенно третьей – это такое время перемен, в которое я верю не потому, что я этим брежу, а просто мне кажется, что там должно быть по-другому. А вот в других местах мне не кажется, что будет по-другому. Этот такой стык реальности, культур и менталитета. Даже внутри нашей страны, поверьте мне, люди из Дальнего Востока и люди из Черноземья сложно выстраивают отношения друг с другом. Но я считаю, что это возможно, потому что мне удалось это общение выстроить благодаря собственной музыке.