Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Проигнорировать Майдан, возможный – хоть и не случившийся – крах правительства и отправиться с визитом в Китай на несколько дней: довольно неожиданный (для кого-то) поступок президента Виктора Януковича. Важен ли этот визит для будущего Украины и связан ли он с ее положением в мире?
Китайские деньги для Украины
Помнится, в эпоху Бориса Ельцина в свободных и скандальных российских СМИ часто задавался вопрос: как посмел Борис Николаевич отправиться куда-то с зарубежным визитом, если дома творится черт знает что? Ельцин уловил тренд и неоднократно от таких визитов отказывался или демонстративно прерывал их, возвращался в Москву со словами: хозяин должен быть тут. Разгребать политические склоки, надзирать за министрами, воюющими с природными бедствиями…
И тут возникла история, весьма характерная для медийного пространства Украины. Во-первых, там раньше фигурировала цифра в 20 соглашений, готовых для подписания (не 10), во-вторых – шел разговор о китайском кредите в 10 миллиардов долларов (вариант – евро).
Соглашений, и правда, должно было быть больше, а вот кредит… Кто вообще придумал, что можно мгновенно получить такую сумму? Так не бывает.
Источники в российских правительственных структурах указывают на следующее: во-первых, могли перепутать цифру с теми инвестициями, что Украина уже получила от Китая. Во-вторых, многие украинские СМИ вообще-то писали о китайских инвестициях на сумму в 8 миллиардов долларов по итогам готовившихся в Пекине соглашений. И, кстати, украинский президент заявил, что подписанные документы "будут способствовать" поступлению на Украину именно такой суммы инвестиций. Но к этим восьми приписывали еще некий "товарный кредит" на 5 миллиардов (то ли долларов, то ли евро). Откуда пошла эта информация? Оказывается, из "экспертных кругов". Кто-то в этих кругах ссылался на правительственные источники, но анонимные…
Но при этом говорят, если присмотреться, о разных деньгах (кредит – это не инвестиция). И нет чтобы спросить: а действительно ли украинцы просили тот самый кредит, да еще сразу, прямо к визиту? Хотя есть намеки, что украинско-китайский разговор завязался. Но не более того.
Некоторые ожидают теперь, что Янукович залетит на обратном пути в Москву и договорится здесь обо всем сразу, включая низкие цены на газ – и вот тогда-то и станет всем ясно: вильнюсские разговоры об ассоциации с ЕС дело, может быть, и хорошее, но настоящие дела решаются не в Вильнюсе. Другой вопрос, что информация насчет заезда в Москву, и особенно низких цен, тоже исходит из украинских "экспертных" и прочих кругов. А что будет на самом деле – посмотрим.
Вернемся к пекинскому визиту. Китай нужен всем, и Янукович мог повстречать там вице-президента США Джо Байдена (но это отдельная история) и – что в нашем случае более актуально – где-нибудь в небе Китая увидеть самолет коллеги из Великобритании, летевший из Пекина на родину, в Лондон.
Азиатский выбор Лондона
Виктор Янукович и британский премьер Дэвид Кэмерон в последние недели напоминают булгаковских Иешуа и Пилата: если вспомнят одного, то упомянут и другого. Накануне того самого саммита ЕС в Вильнюсе, где стало окончательно ясно, что Украина не будет подписывать с Европой договор об ассоциации, Кэмерон выступил со статьей (а потом высказался и на саммите), четко показав: ключевым странам ЕС не нужна рабочая сила из Восточной Европы, и вообще Евросоюз надо передумывать заново – восточноевропейцы мешают.
И вот Пекин, туда прилетает Виктор Янукович. И представьте, за два дня до того по той же тропе – Большой зал народных представителей, правительственный Павильон для ловли рыбы и т.д. – прошел все тот же Кэмерон, а при нем делегация из ста британских бизнесменов. Не то чтобы он специально такое задумал – но получилось, что он вторично показал Украине, что такое сегодняшняя Европа и какой выбор делает она.
Британский премьер заявил в Пекине, что для китайских инвестиций в Великобритании нет пределов; что его страна будет "самым сильным на Западе адвокатом" свободной торговли с Китаем; сказал, что не выступает за независимость Тибета. (Так он закрыл историю 2012 года, когда принимал в Лондоне далай-ламу: это англичане, их не сдвинуть с принципиальной позиции, но они умеют постепенно уговорить партнера эту позицию уважать).
А еще Кэмерон подписал в Пекине несколько документов, говорящих о том, что британско-китайское сотрудничество, мягко говоря, пообъемнее украинско-китайского. Речь о сооружении китайцами атомных электростанций в Англии, торговле юанем в лондонском Сити, планах в космической отрасли. И еще о совместных инновационных исследованиях, поскольку мировой центр инноваций все больше сдвигается в Азию…
При этом никто в Великобритании не захватывает парламент или Даунинг-стрит с криками о "европейском выборе", а только приветствует китайский визит своего премьера.
Восточноевропейский выбор Пекина
Итак, картина получается следующая. Европейцы с замиранием смотрят на Китай, видя в нем стартовый механизм для перезапуска замедлившейся европейской экономики. Кстати, один из смыслов визита Кэмерона в Китай был в том, чтобы догнать немцев.
Из европейцев именно немцы пока лидируют по части связей с Китаем. Есть еще французы, и в итоге образовалась этакая тройка лидеров погони за вниманием Пекина. Как бы случайно выходит, что это те самые страны, которые с раздражением смотрят на восточноевропейских собратьев, с их идеями "Восточного партнерства" и прочего расширения "политической Восточной Европы".
А Китай тем временем вовсе не ограничивается подписанием больших контрактов с европейскими западниками. Китаю интересен и восток Европы. Ли Кэцян, премьер китайского правительства, только что побывал на "тоже как бы Вильнюсе" – саммите китайско-центрально-восточноевропейского партнерства в Бухаресте, выдал партнерам кредит, как ни странно, в 10 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты (в исполнении КНР).
Список китайских инвестиций и прочих приобретений в Восточной и Центральной Европе впечатляет так же, как и подобные списки в отношении Великобритании и не только ее. Кстати, отношения с Украиной Пекин рассматривает именно как часть своей восточноевропейской политики, что в ходе визита Януковича проявлялось не раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции