Ирина Андреева, обозреватель РИА Новости.
Прокуратура Приморья передала в среду в суд уголовное дело, заведенное на учительницу одного из районов края, обвиняемую в избиении своих учеников. Женщину подозревают в том, что она в марте 2013 года "совершила насильственные действия в отношении трех малолетних учащихся начальных классов". Следователи полагают, что педагог умышленно, "на почве личной неприязни в разное время хватала их за шею и ударяла головой о парту, чем причинила детям физическую боль".
При этом пару недель назад директор краевого департамента образования и науки Александр Зубрицкий предположил, что учительницу могли и оклеветать. Он, в частности, заявил, что "вызывает подозрение не только само сообщение об этом случае, но и информация, которая поступает, в частности, и от СМИ. В этой ситуации надо разобраться".
И вот отсюда-то и начинается самое интересное. Вместо того, чтобы сначала разобраться и уж только потом сообщить публике, все, как обычно, сделали наоборот. Вернее, так, как привыкли.
Пресс-служба уполномочена сообщить
Общество наше, получая очередную порцию информации о чем-то плохом, перестало сокрушаться или удивляться происходящему. Первое, что стало приходить на ум и язык людям, — это "я так и знал", "да кто бы сомневался", "ну, ничего удивительного".
С другой стороны, складывается ощущение, что правоохранительные органы в своем стремлении "быть открытыми" перепутали свою обязанность бороться с преступлениями с желанием "отпиариться по полной". Мы каждый день получаем от них новости о пойманных подозреваемых в замысловатых грабежах, каких-нибудь особо гадких убийствах и прочем, подчеркну, еще не доказанным судом.
Конечно, работа их департаментов по связям с общественностью и пресс-служб и состоит в том, чтобы доносить до страны их успехи, и успехи эти — не достижения в области науки.
Но нужны ли стране подобные знания в таком объеме и к тому же еще не доказанные? Есть ли какая-то граница, за которую не стоит выходить? Может быть, иногда надо подождать решения суда и вступления в силу приговора?
Докажите нам, что все плохо
Без СМИ в этой истории никуда — лучше всего читают про криминал, похороны и конкурсы красоты — хлеба и зрелищ, ничего не изменилось за эти пару-тройку тысячелетий. У СМИ — хлеб от рекламы за просмотры, у пользователя — зрелища. Все довольны.
Депутаты в Думе дерутся, при этом роняют золотые пистолеты; Навальный с чувством глубокого удовлетворения ищет и находит-таки шикарную недвижимость у чиновников. Православные активисты выбегают на сцену и срывают спектакли в столичном театре, а в Татарстане кто-то планомерно жжет православные церкви. Собачники выводят гулять питомцев, боясь отравы и ненавидя догхантеров; пользователи соцсетей практически слились в праведном гневе из-за истории о гаснущих олимпийских факелах…
Мы вчитываемся в эти истории со странным остервенением. Мы готовы поверить в самое страшное. Будто нам жизненно необходимо получить доказательства, что все действительно так плохо. Еще раз убедиться в низости человеческой натуры — взяточники, коррупционеры, воры, убийцы, садисты…
А вот редкие истории о нормальных человеческих поступках (вытащил ребенка из огня, помог кому-то на дороге при ДТП, подвез раненого до больницы) — это уже в рубрику "Герои" и комментарии в стиле "ну, надо же, еще не все потеряно".
Национальная идея
Наша жизнь — не сплошные катастрофы и убийства. И, например, число всевозможных благотворительных фондов, помогающих и детям, и взрослым, и пострадавшим, и заболевшим растет и становится все разнообразнее.
И то, с какой скоростью можно собрать крупную сумму на лечение совершенно не известного человека, уже само за себя говорит — какая-то часть общества меняется.
Однако сколько времени займет переориентация мыслей если не целой страны, то большей ее части, и произойдет ли это вообще? Ведь речь идет о практически сложившемся менталитете российского общества начала XXI века.
Тут все национальную идею ищут, скребут по сусекам буквально. Объявляют очередной год ребенка, инвалида, семьи. То одну духовную скрепу найдут, то другую… Но скрепы-то все — у нас в голове. Разрешим себе очнуться от тяжелой болезни, посмотрим на нашу жизнь, ужаснемся и откажемся от ежедневной пропаганды ненависти.
Это будет много полезней для страны, чем набившие оскомину бессмысленные запреты на всякие другие пропаганды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции