МОСКВА, 4 дек — Прайм. Реальных государственных программ в РФ на данный момент не существует, они все должны быть полностью переработаны под заложенные в бюджете на следующий год средства, заявил на пресс-конференции в РИА Новости председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Осенью в ходе обсуждения бюджета на 2014-2016 годы глава Счетной палаты Татьяна Голикова говорила, что проект бюджета существует самостоятельно и никаким образом не пересекается с госпрограммами — они не соответствуют ни показателям, которые в них заявлены, ни бюджетным ассигнованиям, которые планируется на них потратить в бюджете 2014-2016 годов. А объем их доработки настолько велик, что быстро закрыть недочеты государственных программ не удастся.
"Оказалось, что за очень редким исключением никаких реальных государственных программ не существует. Государственные программы не стали тем стратегическим документом, которым они должны быть для развития экономики", — сказал Макаров.
То, что была сохранена функциональная часть бюджета, было очень важным решением, потому что в противном случае, если бы был принят исключительно программный бюджет, вообще бы было невозможно определить на что идут государственные деньги, заявил депутат.
"У нас приняты все программы кроме двух — по обороне и по пенсиям, а это половина бюджета. <…> Другие программы оказались вне бюджета", — отметил Макаров. При этом он подчеркнул, что первый программный бюджет-2014 нельзя характеризовать как "первый блин комом", поскольку именно благодаря тому, что госпрограммы были внесены в бюджет и обсуждались с точки зрения их финансирования, удалось выявить недостатки этих документов.
"Сегодня перед всеми министерствами стоит задача, что они должны под закон о бюджете, исходя из выделенных средств, полностью переработать государственные программы, с тем, чтобы распределить эти деньги под реальные мероприятия", — сказал Макаров.
Что заложено в бюджет 2014-2016 годов
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Доходы, как ожидается, составят в 2014 году 13,57 триллиона рублей, в 2015 году — 14,564 триллиона рублей, в 2016 году — 15,906 триллиона рублей, расходы — 13,96 триллиона рублей, 15,361 триллиона рублей, 16,392 триллиона рублей соответственно.
Бюджет сформирован исходя из рассчитанной по "бюджетному правилу" среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития. Это правило призвано ограничить трату нефтегазовых доходов.
Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 5%, в 2015-2016 годах — 4,5%. Замедлению роста потребительских цен, в том числе, должна поспособствовать заморозка в 2014 году тарифов монополий для промышленности. Тарифы для населения в течение трех лет будут индексироваться по формуле "инфляция минус".
Почему проект бюджета заслужил звание самого противоречивого, неприятного и тяжелого
Впервые за последние десять лет власти честно и заранее заявили всем, что рост экономики замедляется и особых надежд на "резкий скачок", "улучшение макроэкономики" и прочие приятные неожиданности, которые обычно обещают, ни у кого нет. А потому бюджет должен верстаться с осознанием сего факта и все свои "хотелки" министерства должны соизмерять с реальностью. О том, какие еще неприятные сюрпризы таит бюджет, — в материале "Десять фактов о проекте бюджета".