Хмурое небо равнодушно взирает на людей в непривычной современному взгляду военной форме, выстроившихся на мощеной брусчаткой площади, стиснутой каменными лабиринтами в самом сердце древнего города. В центре — серые шинели и белые полушубки. Колыхание человеческого моря окружает пространство, заполненное шпалерами войск. В каменном коконе — между краснокирпичными стенами Кремля, ГУМом, всегда праздничным и нарядным собором Василия Блаженного и Историческим музеем — царит мелодия, то томительно-певучая, то взрывающаяся медью труб. "Прощание славянки" — марш, ставший символом расставания с уходящими на войну и счастья встреч с теми, кому посчастливилось возвратиться.
Парад 1941 года навсегда вошел в историю. Давно вычеркнута из праздничного календаря годовщина Октябрьской революции, которой он был посвящен, но вот уже 12 раз нынешние служивые проходят торжественным маршем по Красной площади в память о тех, кто 72 года назад ушел из самого центра Москвы в заснеженные не по сезону поля Подмосковья.
В преддверии очередной годовщины одного из этапов Битвы за Москву — контрнаступления советских войск, начавшегося 5-6 декабря, корреспондент РИА Новости проехал по памятным подмосковным местам и посетил некоторые из достопримечательностей, относящихся к событиям далекого уже 41-го.
Северный "антитайфун"
План захвата Москвы, носивший имя "Тайфун", предусматривал ее окружение, поэтому военные действия на подступах к городу разворачивались с трех направлений — северного, западного и южного. Самое сложное положение возникло на северном направлении. Дальше всего немецкие войска продвинулись на Дмитровском шоссе — от занятой ими Красной Поляны до Кремля было всего-навсего 23-24 километра.
Сейчас о кровопролитных событиях конца ноября — начала декабря 1941 года напоминают скромные памятники и величественные монументы, музеи и братские могилы. Одна из таких расположена в Белом Расте, где почти полностью погибла 64-я морская стрелковая бригада Тихоокеанского флота. Здесь стоит обелиск с бескозыркой и якорем, около которого раз в год появляются люди в черной форме да пролетают иногда чайки, гнездящиеся на недальнем озере Киово, напоминая своими протяжными криками о таких далеких и недостижимых морских просторах.
Богатырь Дмитрий Лавриненко
Совсем рядом Лобня, откуда был нанесен один из контрударов, который, множась и ширясь, распадаясь множеством красных стрел на штабных картах, привел к освобождению севера Подмосковья. Наглядно с этими событиями можно познакомиться в Музее танка Т-34, что в деревне Шолохово. Второй этаж небольшого, но весьма информативного музея занимает экспозиция, посвященная Битве за Москву в целом и событиям, происходившим на северном направлении, в частности. Есть небольшая диорама, изображающая день наступления — 6 декабря, множество мемориальных предметов, документов, фотографий и макетов, в том числе сюжетных, то есть изображающих известные фотографии военных лет.
С его именем связана одна из легенд, согласно которой танковый ас спас Сталина, выехавшего на фронт для оценки сложившейся обстановки. Автомобиль, на котором ехал верховный главнокомандующий, застрял в снежных заносах, немцы были уже рядом, и только внезапно появившийся танк под командованием старлея избавил председателя Совета Министров СССР от гибели или плена. Конечно, это вымысел, но согласитесь, очень характерный, имеющий былинный привкус — богатырь спасает князя, попавшего в беду, заодно разогнав и побив ворогов.
Первый этаж музея посвящен истории танковых войск, и главное место в нем отведено Т-34 — главной рабочей лошадке войны, во множестве выпущенной заводами — всего свет увидело более 80 тысяч различных модификаций этой машины. Наверное, это один из самых узнаваемых символов Великой Отечественной.
Небезынтересно будет узнать, что тот хрестоматийный тип танка — застывший на многих и многих монументах от Софии до Санкт-Петербурга и от Праги до Волгограда и сыгравший в сотнях фильмов о войне — Т-34-85 — был принят на вооружение в 1944 году, а до этого основным в войсках была модификация Т-34-76. Выйдите на уличную музейную площадку и в дальней ее части найдите полуразобранный танк, изображающий ремонт в полевых условиях. Вот это он и есть, тот самый трудяга, вынесший на своих бронированных плечах самые тяжелые годы войны.
Перемиловская высота
Если ехать прочь от Москвы по Дмитровскому шоссе, то, как несложно догадаться, можно попасть в Дмитров. Немного не доезжая до него, на берегу канала имени Москвы живет своей тихой жизнью Яхрома — небольшой и по-своему уютный городок. Над ним возвышается Перемиловская высота, на которой навечно застыла 13-метровая фигура солдата, делающего шаг вперед. Он — молчаливое свидетельство отгремевших боев и немалых человеческих жертв, принесенных здесь.
После того, как путешественник от подножия холма поднимется к самому его верху, перед ним откроется вид на Яхрому. Она не сильно изменилась за прошедшие годы — все так же возвышается зеленый с золотыми лепестками купол Троицкой церкви, лениво плещутся, разбиваясь о каменную окантовку русла, серо-стальные воды канала и тянется отполированная тысячами и тысячами вагонных колес нитка Савеловской железной дороги. Если мысленно убрать панельные дом и обшитые сайдингом ангары, то картина получится вполне аутентичной тому, что видели участники событий конца 41-го. Даже новый мост через канал построен на том же месте, где когда-то с западного берега по мосту прежнему переправились немецкие танки.
Вернувшийся из небытия
Внимательно присмотревшись, на обелиске, где перечислены части и соединения, сражавшиеся в этом районе, среди прочих можно обнаружить имя командующего 20-й армией генерал-майора Андрея Власова. Да, тот самый Власов. В первый год войны он еще советский генерал, один из героев Битвы за Москву, его портрет опубликован среди прочих отличившихся военачальников в одном из выпусков центральных газет, один из экземпляров которого, кстати, можно увидеть в музее Т-34.
Надпись на обелиске гласит, что он установлен в честь 60-летия Победы, то есть в 2005 году. При советской власти имя Власова по понятным причинам было вычеркнуто из истории Битвы за Москву. В последние десятилетия он снова стал обсуждаем — кто-то выступает апологетом его антисоветской деятельности, кто-то оппонирует, кто-то доказывает несостоятельность генерала как военного деятеля, но мы ограничимся фактом — Власов командовал одной из армий, принимавших участие в освобождении Дмитровской земли. Точка.
В нескольких десятках метров вниз по склону расположилась небольшая площадка, покрытая неровным потрескавшимся асфальтом, через который пробивается растительность. У края площадки — бетонная плита, облицованная местами обвалившимися каменными панелями, на которых выбиты стихи Роберта Рождественского, посвященные боям в Яхроме:
Запомните!
От этого порога, в лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный сорок пятый год.
Серое подмосковное утро входит в унисон с настроением — становится печально от запустения, трещин, пересекающих поэтические строки, ядовито-зеленого граффити, неведомо кем и зачем нанесенного на памятник.
Имя твое неизвестно…
Асфальтовая лента Дмитровского шоссе уносит прочь от Яхромы, оставляя за спиной все более и более истончающийся на фоне неба силуэт Воина-освободителя, петляет вдоль канала, то по одну, то по другую сторону оживленной магистрали появляются скорбные обелиски с длинными и не очень списками фамилий, предваренных сокращенным написанием воинских званий. Этих свидетелей прошлого много, очень много — вдоль дорог, на тихих сельских кладбищах, в помпезных и величественных мемориальных комплексах, а то и просто безвестных и безымянных, в полях и лесах. Отсюда и далеко на запад.
Легендарные Химки
На Ленинградке есть и еще одно свидетельство катастрофических событий тех дней — противотанковые ежи. Принято считать, что они обозначают рубеж, до которого смогли дойти немецкие войска на этом направлении. Чтобы было понятней — располагаются ежи в современных Химках, аккурат около столь любимого москвичами крупного комплекса известных магазинов. Посмотрите на карту: Ленинградское шоссе переходит в одноименный проспект, 1-я Тверская-Ямская, Тверская улица и Кремль. В общей сложности — около 24 километров. Справедливости ради стоит отметить, что с ежами не все так гладко — некоторые исследователи утверждают, что место их установки выбрано весьма примерно, но пара километров решающей роли теперь уже не играют.
С Химками связана еще одна легенда тех дней — о немецких мотоциклистах, которые прорвались в район Речного вокзала или аж до Сокола. Остановили их, якобы, зенитчики, причем большая часть из них по случаю нелетной погоды ушла греться игрой в футбол, и неравный бой с незваными гостями приняли двое самых бдительных бойцов, оставшихся на посту. Документальных подтверждений и достоверных свидетельств тех событий нет, но кто знает, как оно было на самом деле.
Завтра мы побываем на западном направлении и посетим некоторые места из числа тех, где осенью и зимой 1941 года происходили трагические и героические события, названные впоследствии Битвой за Москву.
Алексей Светозарский