Лидер "Машины времени" и "Креольского танго", музыкант, поэт, а теперь и политический деятель Андрей Макаревич 11 декабря отпразднует 60 лет со дня рождения. В преддверии юбилея он рассказал в интервью РИА Новости о вышедших и готовящихся сольных альбомах, о причинах, по которым он активно начал критиковать власть и сложившуюся в стране ситуацию, а также о том, чем занимается в "Гражданской платформе", что значит быть послом Культурной Олимпиады Сочи 2014 и почему его не видно на телевидении. Беседовала Ирина Гордон.
— Последний альбом "Машины времени" вышел именно в ваш день рождения, 11 декабря. Готовите ли что-то к юбилею?
— Выйдет сольный мой альбомчик, который называется "Хроника текущих событий". Многие песенки из этого альбома в интернете висят – мои гитарные какие-то. Это ощущения и наблюдения за последние пару лет. К ним еще что-то добавилось. Получилась такая вот пластиночка.
— А скоро ли ждать новый альбом "Машины времени"? Последний — "Машины не парковать" — вышел уже четыре года назад.
— Как только будет готово, тут же запишем. Зачем ставить какие-то сроки? Мы записали три новых песни – вывесили их в интернет. Появятся еще песни – мы их тоже запишем и вывесим. Вообще, понятие "альбом" сегодня, по-моему, — это понятие из прошлого века. С появлением интернета все очень сильно изменилось.
— Очевидно, не происходило событий, которые меня выводили бы настолько, что заставляли бы меня это делать.
— Вы считаете, что ваши действия на самом деле могут что-то изменить?
— Я понимаю, что если я буду молчать, я буду чувствовать себя нехорошо. Мне будет плохо, дискомфортно.
— Вы в "Гражданской платформе" Михаила Прохорова отвечаете за культуру? Какие конкретно у вас обязанности?
— За культуру у нас отвечает Ирина Дмитриевна (Прохорова — РИА Новости), и мне кажется, что она настолько на своем месте, что я только готов помогать ей всемерно, если она нуждается в моей помощи. Четкого разделения обязанностей — это твое, а это не твое — такого нету. Например, когда шли последние губернаторские выборы, там вообще никаких разделений не было — приходилось оказываться там, где ты в силах оказаться, и помогать тем из наших, кому ты в силах помочь.
— А что вы должны делать в качестве посла Культурной Олимпиады Сочи 2014?
— Пока никаких обязанностей нет. И разговоров об этом пока не было. Мне прислали однажды подборку артистов — видимо, составлялась культурная программа Олимпиады. Меня попросили высказать свое мнение относительно тех артистов, которых, видимо, собирались включить в эту культурную программу. Я высказал свое мнение. Большей частью оно было отрицательным, пара коллективов была достойных. Я не знаю, насколько мое мнение учли. Думаю, я не единственный эксперт в этой истории.
— Считаете ли вы, что культура сегодня на что-то может повлиять и что-то изменить?
— Если под культурой подразумевать духовное состояние каждого гражданина, то это, конечно, само собой, очень много изменит в жизни страны. А если вы имеете в виду число спектаклей в отдельно взятом городе, то хорошо, когда они есть, но вряд ли это что-то принципиально, к сожалению, изменит.
— Было время, когда у вас было много проектов на телевидении, а сейчас вас практически не видно на экране. Вас не зовут или у вас у самого пропало желание появляться в эфире?
— Я посчитал, что довольно много программ сделал — "Эх, дороги", "Подводный мир с Андреем Макаревичем", "Абажур", "Три окна" и "Смак", который всех пережил. Сейчас, во-первых, мне это не нужно совершенно, а во-вторых, не очень зовут. А когда зовут, я не иду. А куда мне идти? В программу "Пусть говорят" я никогда в жизни не пойду! Есть каналы, которым я просто руки не подаю – скажем, "НТВ", потому что там абсолютные провокаторы и стукачи — я не хочу иметь с ними дела.
— А не хотелось бы снова делать собственную программу?
— Нет, слишком много каких-то музыкальных и просто планов. Да я и с трудом представляю себе программу сегодня, которая мне была бы интересна как человеку, который ее делает, и была бы при этом, скажем, высокорейтинговая. Маловероятно.
— У вас есть "Машина времени" и "Оркестр креольского танго", вы записываете сольники, даже блатные песни перепевали. Это покрывает все ваши музыкальные интересы или хотелось бы еще чем-нибудь заняться?
— Мне никто ничего не запрещает, и никто ни в чем не ограничивает, поэтому, если возникнет какая-то потребность, наверное, вы об этом узнаете. Чего трепаться о планах, пока они не осуществлены.
— Сейчас стало модно записывать альбомы кавер-версий песен любимых исполнителей. Думали ли вы о чем-то подобном?
— После Нового года выйдет альбом песен Александра Галича. Я бы не стал к этому великому человеку и его песням применять пошлое слово "каверы", но альбом такой выйдет. И я думаю, что он на слух многих будет звучать очень необычно. Я долго очень бился, ощущал потребность это сделать, но не мог найти музыкальную фактуру, которая соответствовала бы его песням. Это оказалось сложнейшей задачей. Это не Окуджава, у которого мелодичные песни, а Галич – это и не песни в классическом понимании. И как только начинаешь делать его песни, получается черт знает что. Но, мне кажется, я нашел решение. Больше ничего рассказывать не буду. Послушаете.
— Многие знаменитые музыканты берут под крыло молодых исполнителей — помогают им, продюсируют и так далее. Видите ли вы себя в качестве наставника?
— Это не основной род моих занятий. Но если я вижу какую-то молодую и яркую личность, которая предлагает мне что-то сделать вместе, как это с Ромарио было, например, я это делаю с удовольствием. У меня в этой ситуации нет ощущения, что я какого-то недоумка тащу туда, где зрители и деньги, а я вижу талантливого человека и думаю: "Хорошо бы было, чтобы его – молодого и яркого – видело сегодня большее количество людей". Вот тогда я своим присутствием могу помочь. Сейчас никого нет.
— А время на графику у вас остается?
— Это, может быть, неравномерно распределено по времени – когда-то я нахожу для этого больше времени, потом получаются какие-то перерывы. Мы сделали год назад очень удачную совместную серию с Сашей Галицким, замечательным художником из Израиля. В четыре руки практически. И к нашему изумлению, вся выставка в Москве была раскуплена за один день. И мы в январе собираемся собраться опять уже на его территории и что-нибудь вместе сделать еще – прежде всего, потому что это страшно весело. Мы от процесса получали страшное наслаждение.
— Но это совместная работа, а вот персональных выставок у вас уже давно не было. И не планируете?
— Последние полгода у меня не было времени этим заниматься — я отказался от выставки в Лондоне, от двух выставок в Москве. В ближайших планах точно нет, а в том году – посмотрим.
— Вы довольны тем, как складывается ваша жизнь, или хотели бы что-то поменять?
— Если бы у человека было несколько жизней, их можно было бы сравнивать между собой. И тогда можно было бы говорить: "Особенно мне удались вторая и пятая!" А поскольку она всего одна — с чем ее сравнивать? С жизнью других людей? Я ее не знаю. Чем-то я доволен, чем-то – нет. Но вообще, наверное, мне очень везет.
— А есть что-то такое, чем вы особенно гордитесь?
— Я вообще стараюсь особенно не гордиться. Это какое-то не сильно продуктивное качество. Ну, вот мы записали дивную пластиночку, которая называется "Идиш-джаз". Мне очень нравится, как она звучит и как ребята там играют.
— Почему вы обратились к этой теме?
— Это безумно интересно. Это такое историко-культурологическое исследование. Сто лет назад еврейские иммигранты из Одессы, нищие, попав в Америку, сочинили кучу мелодий, часть из которых и сегодня являет собой классические джазовые стандарты, которые играют во всем мире. А часть забылась, и не потому, что она была хуже, а так время распорядилось просто. Ну, захотелось копнуть туда, и там столько замечательного выжило.
— Есть ли еще какие-то направления, в которых вам также захотелось бы провести исследования?
— Да говорю ж — нефиг трепаться, надо делать. Вот сделаем, тогда и…
— Вы счастливый человек?
— Я с трудом представляю себе человека, который лежит на диване, шевелит пальцами ног в носках и рассуждает на тему, счастлив он или нет. Мне некогда на эту тему думать. Да и что изменится о того, что я приду к какому-то одному из двух ответов? Ничего. А зачем тогда этим заниматься? Надо делами заниматься.