ЛОНДОН, 2 дек – РИА Новости, Мария Табак. Стабильность и надежность – главные характеристики рынка произведений "старых мастеров", и россияне понимают это очень хорошо, рассказали в интервью РИА Новости специалисты двух крупнейших аукционных домов в Лондоне – Christie's и Sotheby's Алексей Ашот и Алекс Белл.
Главное — надежность
"Старые мастера" – очень стабильный рынок, он меньше подвержен потрясениям. Современное искусство выросло невероятно, это очень модное сейчас направление, там сильные образы, много всего. Но тем не менее, люди видят ценность "старых мастеров" и предпочитают купить Рубенса за треть цены работы Энди Уорхола", — отметил глава отдела "старых мастеров" Sotheby's Алекс Белл.
По словам cпециалиста по частным продажам отдела "старых мастеров" и британской живописи Christie's Алексея Ашота, рынки современного искусства и импрессионизма сейчас переживают взлет, а рынок "старых мастеров" отличается стабильным уровнем цен во все времена.
"Преимущество рынка произведений "старых мастеров" в том, что хотя, в общем, рынок недооценен, цены стабильные. На протяжении нескольких десятилетий видно, что люди, которые вкладывают деньги в антикварную живопись, совершенно необязательно заработают громадные проценты, но, по крайней мере, они не потеряют деньги. И, в принципе, есть постоянный умеренный рост стоимости. То есть, человек, купивший картину лет десять назад, может сейчас рассчитывать на заработок в пределах 10%, это спокойный, но надежный доход. Поэтому многие люди вкладывают деньги именно в наш рынок”, — пояснил эксперт.
Капризная мода
Оба специалиста признают, что мода во многом определяет успех тех или иных рынков и тех или иных произведений и художников внутри рынков.
"Мода очень важна во всех категориях. Скажем, сто лет назад в Америке покупали за самую высокую цену британские портреты и пейзажи 18 и 19 веков, потому что британские семьи их продавали, на рынке их было много, у Америки еще не было достаточной национальной идентичности, и люди хотели купить что-то статусное, часть Старого Света. 20-30 лет назад многие голландцы, в том числе и не очень известные, продавались на ура. Теперь эта мода в значительной степени ушла, сейчас они стоят гораздо дешевле, чем раньше", — рассказал Белл.
Ашот отметил, что художники, произведения которых дорожают или, наоборот, дешевеют, есть в любой категории.
"За последние десять лет видно, как выросло все, связанное с Возрождением, и итальянским, и северным. Отмечен рост цен на работы Кранахов, Брейгеля, Дюрера, Ботичелли. Потеряла в цене немного сейчас итальянская живопись 17 века. Хотя это художники, которых десять лет назад невозможно было купить по таким ценам. Сейчас этих художников можно купить очень выгодно, причем некоторые из них могут повторить судьбу Вермеера, которого забыли на 200 лет. Есть художники, которые будут стоить миллионы", — убежден специалист Christie's.
"Коро продается по относительно низким ценам, если учесть, что это один из важнейших художников в истории, без которого и импрессионизма бы не было. Множество художников, про которых тома написаны и которых пятьдесят лет назад нельзя было найти по уместным ценам, теперь можно купить по бросовым ценам. Это художники, имеющие громадное значение для искусства", — добавил он.
По словам Ашота, сейчас большой популярностью пользуется английская живопись викторианского периода.
"Еще недавно она продавалась на английских блошиных рынках за мелочь. Эти работы собирает известный автор мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббер. Первую свою картину он купил в юности за копейки, теперь эта картина стоит безумные деньги", — рассказал собеседник агентства.
Сила образа
Узнаваемость, доступность и сила образов – таковы, по мнению Белла, основные стимулы, побуждающие покупателей приобретать те или иные произведения.
"Сейчас гораздо большее значение, чем раньше, приобрел образ. Важна теперь не столько школа, сколько то, насколько сильный образ. Если вы возьмете барочную итальянскую живопись, то, грубо говоря, преимущество будет у работы, где изображен один человек, а не у групповых портретов. Это связано с воздействием образа, на современного человека действует яркий образ. Конечно, можно найти примеры, свидетельствующие о прямо противоположном, но общая тенденция такова. Яркий пример этой тенденции – работы Эль Греко на прошлом аукционе, очень сильные в современном смысле образы. И они были проданы за хорошую цену", — напомнил Белл.
Другими важными факторами, влияющими на выбор покупателей, особенно россиян, являются доступность и узнаваемость.
Эклектика по-русски
Оба эксперта убеждены: россияне все более профессионально подходят к выбору произведений в свои коллекции.
"Количество российских покупателей, покупающих самые лучшие вещи, увеличилось. Треть лотов на вечерних торгах в июле куплены россиянами. Вкус стал лучше – россияне покупают с большим знанием дела, есть очень хорошо образованные коллекционеры", — отметил Белл.
"Рядовой русский человек понимает в западноевропейской живописи зачастую гораздо больше, чем западный человек", — убежден Ашот.
Он отметил, что пока в России не очень много коллекционеров-профессионалов, но накопление опыта идет полным ходом – причем не только среди богатейших людей, но и просто состоятельных.
"Хотя в принципе коллекционеров, которые понимают на этом уровне, в России пока не так много, но они есть, и, кроме того, очень много людей в новом русском среднем классе – не олигархов, а просто богатых людей – которые тоже стали все чаще появляться и покупать. Это люди, которые не могут позволить себе купить картины за многомиллионные цены или сотни тысяч, но могут себе позволить купить произведения западноевропейского искусства за десятки тысяч фунтов, и очень хорошие произведения", — сказал Ашот.
Оба эксперта отметили, что для российских коллекций очень характерна эклектичность.
"Таких, которые покупают картины, относящиеся к какому-либо одному узкому направлению, достаточно немного. Предыдущее поколение предпочитало выбирать какую-то определенную область, интересующую их, и их коллекции были достаточно однородными. Сейчас коллекции становятся более эклектичными: россияне покупают в самых разных сферах, один и тот же человек может покупать одновременно "старых мастеров" и современное искусство, Рубенса и Люсьена Фрейда", — пояснил Белл.
"В данный момент русские фигурируют почти везде, где-то больше, где-то меньше, вряд ли есть какие-то отделы, где русские не покупают. Даже исламским искусством, наверное, люди интересуются. Есть отделы, где они заметно фигурируют – в русском искусстве, "старых мастерах", "импрессионистах", — отметил Ашот.
Он отметил, что в области искусства "старых мастеров" количество покупателей-россиян находится сейчас на пике.
Возрождение традиции
По мнению Ашота, появление в России больших серьезных коллекций говорит о возрождении давней традиции.
"Я работаю в Christie's с 2007 года, и когда я начинал, россиян в области импрессионизма и современного искусства почти не было. Были в отделе русского искусства, в отделе "старых мастеров", ювелирных украшений, часов. А теперь в отделе импрессионистов и в отделе современного искусства, русские клиенты играют очень важную роль, особенно на самом верхнем уровне. Я в таком количестве русских клиентов в этих областях вижу восстановление русской традиции начала века, существовавшей до революции и в каком-то виде существовавшей даже в Советском Союзе, где собирательство считалось едва ли не уголовной статьей", — сказал, в свою очередь, Ашот.
Эксперт Christie’s обратил внимание на то, что россияне, ранее участвующие в борьбе почти исключительно за самые дорогие лоты, теперь обратили внимание на средний ценовой сегмент, в котором также можно найти работы высочайшего качества.
"Сейчас появилось много покупателей в среднем диапазоне рынка. Но Christie's очень гордится тем, что некоторые из самых великих картин уходят к известным русским коллекционерам", — подчеркнул Ашот.
"С какими-то вещами коллекционеры расстаются, иногда меняют концепцию. Нет таких клиентов, которые сейчас покупают, а потом продают. Некоторые люди воспитывают детей наследниками своих коллекций, а иногда детям неинтересно и они продают. Можно ожидать, что будет больше продаж русских коллекций, учитывая то, что в 1990-м году ни одна из коллекций не была сформирована, за исключением некоторых прелестных собраний советского периода, некоторые из которых до сих пор существуют. Теперь коллекции есть, так что будут и продажи, но я думаю, что если не случится такого глубокого экономического кризиса, повального возврата картин не будет", — отметил эксперт.
"И дай Бог, чтобы эти вещи остались в России, дай Бог, чтобы они оказались в музеях", — добавил он.