НОВОСИБИРСК, 2 дек — РИА Новости, Григорий Кроних. Новосибирские эксперты считают, что следствием ожидаемого в 2014 году подорожания автомобилей отечественной сборки могут стать сокращение их производства, а также выбор региональных покупателей в пользу импортных авто, поскольку произойдет "размывание цены". Но в любом случае основным "регулятором" рынка в Новосибирске будет оставаться автобарахолка.
На прошлой неделе некоторые российские СМИ сообщили, что, по мнению ряда экспертов, легковые автомобили отечественной сборки, а это около 30 марок, включая такие, как Volkswagen, Toyota, Renault, в следующем году подорожают в среднем на 5-15 процентов.
Причин повышения цены на автомобили отечественной сборки две — введение с 1 января 2014 года для всех российских автопроизводителей утилизационного сбора (условие Всемирной торговой организации, ВТО), а также приостановка программы льготного кредитования на три месяца раньше, чем планировалось — не с 1 апреля, а с 1 января 2014 года.
Цена вырастет
Новосибирские эксперты также прогнозируют подорожание автомобилей российской сборки. Так, директор компании "Автомир-Новосибирск" Дмитрий Канаев считает, что повышение цены — это логичное следствие вступления России в ВТО.
"Правительство же обещало поставить (автопроизводителей) в одинаковые условия, утилизационный сбор вводится в рамках ВТО. Поэтому я не исключаю подорожание отечественных автомобилей. Кроме того, мы имеем и традиционное подорожание автомобилей отечественной сборки. Та же Hyundai Solaris уже дорожает, поэтому рост цены до 10% на машины российской сборки — вполне разумно", — сказал Канаев.
Директор компании "Альт-Парк" Михаил Мошкин подтверждает слухи о повышении стоимость автомобилей: "Оно вполне возможно, неофициально наши поставщики об этом уже говорили".
Он также привел еще один довод за повышение цен. "Сейчас все производители автомобилей сокращают на 2014 год свои планы по производству автомобилей. Чтобы компенсировать свои затраты и инфляцию, логично повысить цены", — сказал Мошкин.
Цена и качество
Рост цены на машины российской сборки приведет к более жесткой конкуренции на авторынке, считает Канаев.
"Наши сборные производства подтягиваются по качеству к импортным — поэтому на рынке будет более жесткая конкуренция. Если раньше преференцией за покупку отечественного автомобиля была низкая цена, то теперь немаловажную роль будет играть качество автомобиля, так как разница в стоимости автомобилей размывается", — пояснил он.
Если близкие по цене иностранные машины были в полтора раза дороже отечественных, то теперь цены сблизятся, считает эксперт. Те покупатели, кто шел только за низкой ценой, сейчас получат дополнительный аргумент — за чуть большие деньги они смогут получить лучшее качество.
"Покупатели сегодня не обращают внимания на то, собрана машина в России или за границей, поскольку сборочные предприятия, размещенные у нас в стране, уже доказали свою состоятельность. Сегодня место сборки не является критерием. "Дайте мне японскую или немецкую сборку", — такого уже нет. Мы многими брендами торгуем и видим это", — утверждает Канаев.
Все продается
"Все что собирается в России — все продается. Конкурентоспособность автомобилей, которые собираются у нас в стране, достаточно высока. Среди наших региональных дилеров мы видим, что они везут машины под заказ, и 5%-10% — это небольшая наценка, она на спросе не скажется", — говорит собеседник.
По мнению Сухорукова, потрясений от повышения цены не будет — слишком много плюсов от того, что автомобиль собирается в России.
"На местном рынке первое место занимает "ВАЗ", потом идут Renault и Hyundai. Изменение ситуации может привести к некоторому перераспределению спроса, но внутри этой тройки лидеров", — солидарен с ним Канаев.
"Вторичка" и чиновники
Ответственный секретарь Авто-мото ассоциации (АВАМТ) Алексей Носов также считает, что на рынке грядущее изменение цены на машины отечественной сборки не скажется, но совсем по другой причине.
"В Новосибирске огромная составляющая часть рынка — это "вторичка". Это подержанные автомобили, которые продаются через интернет. У нас автодилеры — не конкуренты между собой, для них конкурентами являются интернет-сайты и барахолка на улице Петухова или то, что от нее осталось", — говорит он.
На "вторичке", уверен эксперт, цены из-за роста на автомобили отечественной сборки не изменятся, они просто не успеют быстро отреагировать, поэтому и рынок в целом не слишком изменится.
"Удорожание будет в любом случае, но 5% или 15% — пока неизвестно, — считает Носов. — По всей стране большую часть спроса на автомобили Toyota Camry обеспечивают не простые автовладельцы — мы с вами — а наше чиновничество, поэтому здесь единственное негативное последствие — увеличение цифры в строчке бюджетных расходов на транспорт для чиновников. Хотя я бы их на "УАЗики" пересадил".
Другие популярные, по словам Носова, автомобили марок Ford, Renault также пользуются достаточно большим спросом, но подорожание таких машин может привести к перераспределению спроса в пользу самых недорогих — российских брендов.
"Наверное, изменение цен будет способствовать увеличению спроса на "Ладу-Калину", "Ладу-Приору" — в итоге это не так плохо. Потому что собираемая у нас иномарка, она остается иномаркой — сколько бы не говорили, что это поддержка отечественного производителя, там ее нет. Поддержка — когда она направлена на "Ладу" и "УАЗ Патриот", — говорит эксперт.
Он считает, что сейчас уже практически нет разницы между такими автомобилями, как Ford Focus и "Лада-Приора".
"Они сопоставимы в своей люксовой комплектации, да и во всех более низких (комплектациях) машины практически идентичны <…>. Почему бы покупателям не брать "Ладу"?", — говорит Носов.
Гораздо большим ударом по карману потребителей, считает он, станет не удорожание машин, а повышение стоимости на бензин.
"Топливо подорожает дважды — в январе и августе. И в следующем году бензин будет стоить до 40 рублей", — резюмировал Носов.