На этой неделе в Киеве состоится 20-е заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ, где Россию будет представлять глава МИД РФ Сергей Лавров. В Москве считают, что в последние годы ОБСЕ недостаточно использует свой потенциал. О предложениях российской делегации, подготовленных к заседанию в Киеве, агентству РИА Новости рассказала замдиректора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.
— 5-6 декабря глава МИД России Сергей Лавров примет участие в очередном, 20-м заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Как бы вы могли охарактеризовать значение предстоящего мероприятия?
— В иерархии руководящих органов ОБСЕ СМИД занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Он рассматривает ход выполнения решений, принятых на саммитах, и определяет задачи на среднесрочную перспективу. Данный механизм служит также важной площадкой для политического диалога государств-участников. Следует отметить, что решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.
Заседания СМИД, как правило, проходят в стране, председательствующей в Организации в текущем году. В нынешнем году эти функции выполняет Украина — вторая страна СНГ, которая занимает в ОБСЕ такой пост. Первым был Казахстан в 2010 году. В период его председательства в Астане состоялся последний по счету, 7-й саммит ОБСЕ, который дал поручение о формировании единого и неделимого "сообщества безопасности", свободного от разделительных линий, конфликтов и зон с разным уровнем безопасности. СМИД в Киеве рассмотрит, как продвигается выполнение этого поручения.
"На полях" мероприятия планируется ряд двусторонних встреч Сергея Лаврова с руководством ОБСЕ и министрами иностранных дел государств-участников.
— Как вы оцениваете результаты деятельности ОБСЕ после предыдущего саммита Организации?
— К сожалению, большими успехами за три года после Астаны похвастать нельзя. Напротив, формируются определенные водоразделы: между ЕС и Таможенным союзом в торгово-экономической области, между странами Шенгена и другими государствами в плане визовых барьеров. В военно-политической сфере НАТО отвергает сотрудничество с ОДКБ.
В этой ситуации необходимо вспомнить о потенциале ОБСЕ, которая изначально создавалась для устранения разделительных линий. В связи с этим возлагаем надежды на стартовавший в этом году процесс "Хельсинки плюс 40", который дает возможность вспомнить об истоках и посмотреть в будущее. На СМИД в Киеве планируется принять министерскую декларацию о его продолжении. Россия выступает за разработку к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта в 2015 году концептуального стратегического документа, подтверждающего и развивающего принципы общеевропейского сотрудничества и безопасности.
— С какими предложениями российская делегация выступит в Киеве?
— Мы поставим вопрос об использовании площадки ОБСЕ для гармонизации интеграционных процессов, происходящих на западе и востоке Европы. Намерены также заострить проблему угроз, исходящих из стран Южного Средиземноморья, значение которых, согласно прогнозам, будет только возрастать.
На пространстве ОБСЕ остается неурегулированным ряд региональных конфликтов. Представители Организации участвуют в некоторых форматах урегулирования. В 2010 году Россия выдвинула в ОБСЕ проект принципов предотвращения конфликтов и кризисного регулирования, который сохраняет свою актуальность. Исходим из того, что конфликты надо урегулировать мирными средствами, в рамках установившихся форматов и при уважении интересов сторон.
Российская сторона привлечет внимание к ситуации с соблюдением прав человека в США и странах ЕС. Актуальной проблемой является тема вмешательства в частную жизнь граждан, прослушивание разговоров и перехват корреспонденции. В прошлом году мы выдвигали в ОБСЕ проект министерского решения на этот счет. Тогда он не нашел поддержки, но год спустя проблема слежки, причем на высоком уровне, вышла на поверхность и получила резонансный характер.
Будем также настаивать на соблюдении прав национальных меньшинств, включая права соотечественников в Латвии и Эстонии. Явление безгражданства в этих странах является позорным для современной Европы и мира.
Российская делегация выразит озабоченность ростом радикальных настроений в странах ОБСЕ. Особую актуальность приобретают задачи борьбы с неонацизмом и агрессивным национализмом, сохранения исторической памяти о Второй мировой войне.
В эпоху экономического кризиса повышается значение социально-экономических аспектов прав человека. Соответствующая проблематика должна стать предметом рассмотрения на площадке ОБСЕ.
Мы последовательно выступаем на всех международных площадках, включая ОБСЕ, за укрепление традиционных ценностей, лежащих в основе наших общественных и цивилизационных устоев. Необходимо осторожно подходить к различным неолиберальным концепциям, которые агрессивно навязываются некоторыми партнерами.
К юбилею ОБСЕ хорошо было бы решить и ряд внутренних проблем Организации. Например, разработать Устав, который наделил бы ее правовым статусом, определить критерии членства и партнерского статуса, исправить недостатки в работе институтов и полевых миссий.
— Какие документы предполагается принять по итогам заседания?
— Считаем, что формированию "сообщества безопасности" и объединительной повестки дня ОБСЕ способствуют ее усилия по противодействию транснациональным угрозам. К СМИД в Киеве готовится декларация по этой теме, призванная придать импульс выполнению стратегических документов по борьбе с наркотиками, терроризмом и полицейскому сотрудничеству, а также одобрить первоначальный перечень мер доверия, направленных на снижение рисков при использовании информационно-коммуникационных технологий, который в настоящее время разрабатывается государствами-участниками.
Мы также активно работаем над решением по борьбе с торговлей людьми. Считаем важным отразить в нем аспекты торговли органами и тканями человека.
Как известно, ОБСЕ оказывает содействие Афганистану, имеющему статус ее "партнера по сотрудничеству". Это проявляется главным образом в подготовке кадров и экспертной поддержке в различных областях. В связи с предстоящим в следующем году выводом международных сил содействий безопасности из этой страны, на встрече в Киеве планируется принять декларацию по Афганистану, в которой будут намечены основные направления дальнейшего сотрудничества.
В области военно-политических аспектов безопасности в Киеве ожидается утверждение обновленных "Принципов, регулирующих нераспространение" 1994 года. Они покрывают все виды оружия массового поражения — ядерного, химического, биологического, а также средства их доставки. Также идет работа над традиционными решениями СМИД по легкому и стрелковому оружию и вопросам, относящимся к ведению Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности.
— На решении каких задач должна, по вашему мнению, быть сфокусирована деятельность ОБСЕ в предстоящий период?
— "Сообщество безопасности" ОБСЕ следует сделать свободным от разделительных линий, включая визовые барьеры. Их устранению содействовало бы принятие решения по обеспечению свободы передвижения. Мы предлагаем напомнить об обязательствах по либерализации визовых режимов, зафиксированных в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ, призвать государства к их выполнению.
Считаем, что серьезной реформы требует работа ОБСЕ по наблюдению за выборами. Это подтверждает практика наблюдения по линии БДИПЧ.
Непонятно, почему в одни страны направляются сотни наблюдателей, в другие — несколько человек. Оценки БДИПЧ нередко отличаются от оценок других организаций и даже других структур самой ОБСЕ. В этом году по инициативе России и Белоруссии был проведен проект сравнительного анализа избирательного законодательства стран ОБСЕ. В числе доноров выступили Россия и Казахстан. Надеемся, что он положит начало исправлению ситуации и разработке единых правил наблюдения за выборами, которые должны утверждаться директивными органами ОБСЕ.
Россия настроена на конструктивную дискуссию и призывает всех участников следовать этой линии. К сожалению, в работе над проектами решений ряд делегаций пытается продвигать инициативы, которые не собрали консенсус в прошлые годы. Многие из них противоречат внутреннему законодательству других стран и международным нормам. Это касается предложений по региональным конфликтам, предоставлению особых прав отдельным группам лиц и других. Наши эксперты работают над проектами, исходя из норм внутреннего законодательства, международно-правовых обязательств и национальных интересов России. Считаем, что при подготовке решений важно учитывать их "добавленную стоимость", избегать дублирования с другими организациями.