МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости, Мария Ганиянц. Седьмой Московский международный салон изящных искусств (The Moscow World Fine Art Fair), на который привезли предметы искусства и антиквариат общей стоимостью полмиллиарда евро, открылся в пятницу в павильоне "Форум" в ЦВК "Экспоцентре" на Красной Пресне.
Для широкой публики доступ к шедеврам антиквариата и современному искусству будет открыт с 30 ноября по 4 декабря.
Организаторы отметили, что в этом году на салоне, в котором участвовали более 50 галерей из России и Европы, отмечается большая концентрация современных художников.
Великий мистификатор Бэнкси
Современным искусством увлеклась даже известная в России галерея Boccara, специализирующаяся на старинных гобеленах. Больше всего внимания публика уделяла работам современного американского художника-граффити JonOne (настоящее имя Джон Эндрю Перелло), чья выставка недавно прошла в галерее "Времена года". Именно тогда в рамках открытия персональной выставки JonOne в мгновение ока художник оформил ВАЗ-2101 в своем фирменном стиле. "Копейка" была выставлена на стенде в рамках заочного аукциона первой цены и ждала своего покупателя.
Удивила собравшихся и Opera Gallery, выставлявшая обычно Пикассо, Матисса и Шагала, — в этом году на ее стенде были огромные работы современной художницы Литы Кабеллут.
Одним из самых привлекательных мест для любителей актуального искусства стал, без сомнения, стенд The Georges Gallery, которая выставила диптих скандально известного английского художника-граффити Бэнкси, представляющий собой две внушительного размера деревянные двери, на которых изображены характерные человекообразные приматы.
Первоначально директор галереи Джордж Смаджа (Georges Smadja) планировал привезти другую картину Бэнкси — Playmate of the Month, но потом что-то не сложилось, а может картину купили, и, Джордж привез две работы 2002 года под названием Laugh Now Dooor. Причем, каждая весит 30-40 килограммов и стоит четверть миллиона евро.
"Бэнкси раньше никогда не рисовал для продажи, он рисовал на улицах города, для него граффити — это выражение своего отношения к миру. Но когда он стал популярным, его работы стали вырезать из стен, двери снимать", — признался галерист. По его словам, хотя он много лет подряд продает Бэнкси, он ни разу не видел самого художника, а лишь контактировал с его агентом. "Бэнкси — великий мистификатор. Вот недавно (он сейчас в Нью-Йорке) художник вышел из подземки и стал раздавать свои рисунки людям направо и налево, просто так, а те не брали, думая, что какой-то сумасшедший. Представляете!" — добавил собеседник агентства.
Тиражные бабочки
Пожалуй, самый известный художник из группы Young British Artists Дэмиен Херст, в отличие от Бэнкси, нередко попадает в столицу. В этом году он был представлен на стенде лондонской галереи Magdalena Gabriel. Вместе с Херстом была выставлена художница Соня Фальконе, запомнившаяся на последней Венецианской биеннале своей инсталляцией со специями. Привезла произведения Дэмиена Херста и галерея Rudolf Budja, на стенде которой также можно увидеть произведения Марка Куинна (чья масштабная выставка недавно была в Москве).
В тесноте, да не в обиде
Несколько российских галерей, торгующих мебелью и живописью, в том числе из-за высоких цен на стенды, решили объединиться, причем, такой альянс пошел на пользу всем. Как оказалось, мебель и живопись смотрятся весьма органично вместе, идеально дополняя друг друга.
Так, московская галерея "Три века", в основном торгующая мебелью и прикладным искусством дополнила пространство живописью галереи Maricevic Fine Art&Antics, выставившей на салоне живопись Петра Кончаловского, Михаила Ларионова и Александра Богомазова. Другой вполне удачный альянс составили известные столичные галереи Transatlantique, представившая мебель ар-деко (в том числе шкаф, декорированный кожей, позолоченной бронзой и палисандром от фирмы Mason Mercier), и галерея "Элизиум", выставившая Наталию Гончарову (две хрестоматийные испанки Белая и Черная не продавались), тонкий пейзаж Баранова-Россине и раннюю работу Мартироса Сарьяна.
Русское искусство
Аукционный дом "Кабинетъ" устроил в рамках салона практически предаукционную выставку, участница прошлого салона галерея Shazina показала коллекцию работ художницы Варвары Бубновой, ранее считавшихся утраченными.
Галерея "Академия художеств" показала Петрова-Водкина, Василия Кандинского и Николая Рериха, а коллекционер Александр Дадиани на стенде своей Alexander Art Group выставил несколько очень мощных работ, в том числе "Портрет актрисы Самойловой в роли Анны Карениной" 1966 года кисти художника Юрия Пименова (1,5 миллиона евро) и хрестоматийный пейзаж Игоря Грабаря "Рябинка" за ту же сумму. Кроме того, на этом стенде были выставлены картины Гончаровой, Судейкина, Репина и других. Не менее представительной оказалась экспозиция галереи Suslov Fine Arts, где была широко представлена российская живопись XIX века: небольшая работа Михаила Нестерова — трогательный пастушок Лель (400 тысяч долларов) и огромная марина Айвазовского "У острова Кандий" (3,5 миллиона долларов), портреты Фешина и Репина высочайшего класса и соответствующей цены.
На стенде прописанной в Швейцарии De Bartha Gallery (за которой стоят русские владельцы) можно было полюбоваться акварелью 1919 года Василия Кандинского из коллекции Георгия Костаки, поздней работой Марка Шагала "Красная обнаженная" (3 миллиона долларов) и его ранней графикой — 450 тысяч долларов, а также изысканной работой прерафаэлита Габриэля Россетти "Медовый месяц короля Рене" (1,5 миллиона долларов). Рекорд на произведения этого художника был недавно установлен на Sothebys (его "Прозерпина" была продана за 5,3 миллиона долларов).
Практически минимузей, состоящий из трех залов, устроила у себя на стенде галерея из Швейцарии Kunstberatung.
В первом зале разместилось искусство старых мастеров, включая "Мадонну" Лукаса Кранаха Старшего за 1 миллион евро. Второй зал был отведен стилю модерн, и в нем можно было увидеть раннего "Демона" Петрова-Водкина1904 года (1,2 миллиона евро) и "Медведя" Василия Кандинского 1907 года (за 4 миллиона евро). В третьем зале была представлена русская живопись XIX века: работы Шишкина, Саврасова, Айвазовского.