МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Журналисту, который хочет писать о науке и высоких технологиях, нужно обязательно заниматься самообразованием, считают эксперты, выступавшие на форуме Tech in Media-2013.
Тему работы научного журналиста начал Андрей Резниченко, главный редактор "РИА Наука", заместитель руководителя Объединенной редакции новостей РИА Новости.
"Для меня очень важной в работе журналиста является та планка отсечения, которую он использует при выборе материалов для написания статей или новостей", — сказал он. Эта планка позволяет журналисту пользоваться заведомо надежными источниками информации в работе над темами, в которых он заведомо не разбирается так же хорошо, как специалист. Среди надежных источников Резниченко назвал такие научные журналы, как Science и Nature. Если речь идет о российских инновационных разработках и стартапах, то здесь можно получать информацию от институтов развития — Роснано, РВК, Сколково.
Он также отметил, что в научной журналистике очень малую роль играет журналистское образование. "Я с трудом представляю себе человека, закончившего какой-нибудь журналистский факультет и без какого-либо иного серьезного образования вступившего на стезю написания научных материалов", — пояснил он.
Вузы и СМИ
Геннадий Клюшкин, заместитель директора проекта "РИА Наука", привел статистику, характеризующую положение научной журналистики в России. Большую часть — 85% материалов в российских СМИ составляют статьи и новости о зарубежной науке. Из них 35% — это новости об американских, а 20% — о британских ученых. Новости о российских исследованиях занимают 15%, однако лишь 8% из них составляет достоверная информация.
Распространению информации о российской науке препятствует, по мнению Клюшкина, как отсутствие пресс-служб у научных организаций, так и малое количество СМИ и журналистов, пишущих о науке. Научных журналистов, по данным Клюшкина, в России всего 130 человек, из них 20 работают в проекте "РИА Наука".
Вузы, по словам эксперта, часто понимают, что взаимодействие со СМИ критически необходимо для повышения конкурентоспособности любой научной школы и поиска инвесторов. Однако большинство ученых общаться со СМИ просто не умеет. Научить их этому — одна из задач проекта "РИА Наука", специалисты которого работают с университетами, помогая им выстраивать стратегию представления в СМИ.
"Мы бы очень хотели продвинуть и научные школы, и дать действительно заслуженное место научной информации, технологической информации от наших лучших научных школ", — сказал Клюшкин.
Как добывать информацию
"Журналист, который выпускает плохую статью или плохое интервью, делает дважды гадость. Во-первых, себе — ему больше никто не даст интервью, во-вторых, потом будут звонить герою этого материала, как мне иногда звонили: "Ты что пьяный был, такое нести?", — сказал эксперт. Напротив, несколько хороших материалов открывают возможность для дальнейшей работы с сообществом.
Поэтому, предупреждает эксперт, подходить к делу нужно системно. Крайне желательно посещать образовательные курсы по основам высокотехнологичного предпринимательства, если что-то непонятно — показывать материал специалисту, как правило, в помощи не откажут. Материал Довгополый посоветовал подавать через истории самих предпринимателей, их работы, и не углубляться в подробное описание изобретений и технологий.