МОСКВА, 29 ноя — РИА Новости. Постановление правительства, опубликованное в пятницу, внесло, наконец, определенность в вопрос о том, когда все же в России на деле будет внедрена услуга переноса абонентом своего телефонного номера при переходе на обслуживание в сеть другого сотового оператора (MNP), пишет Digit.ru.
Digit.ru — IT-портал Группы сайтов РИА Новости >>
Поправки в закон "О связи", предусматривающие ведение этой услуги в России, были приняты почти год назад — в декабре 2012 года. Однако, как ни странно, вплоть до сего дня сохранялись сомнения, заработает ли переносимость номера в предусмотренный законом срок — с 1 декабря текущего года.
Основная проблема, с которой столкнулись бы и абоненты, и операторы, и государство, если бы пришлось обеспечить перенос номера к другому оператору начиная с 1 декабря, — невозможность сделать это в установленные сроки, то есть за восемь дней с момента подачи заявления для физических лиц и в течение 24 дней — для юридических.
Основная причина такой ситуации — отсутствие целостной технологической системы, необходимой для предоставления услуги MNP, без чего никакого переноса номера быть не могло. Дело в том, что для реальной возможности перехода абонента к другому оператору со своим номером мало готовности какого-то одного отдельно взятого оператора или даже нескольких отдельных операторов — нужна готовность именно всех компонентов технологической структуры и их взаимосвязь друг с другом.
А кроме сотовых операторов, в эту структуру входят и операторы фиксированной связи, и зарубежные операторы, которых MNP напрямую, казалось бы, не касается. И самое главное — целостность всей структуры MNP, без которой эта услуга невозможна, должна обеспечиваться ее центральным звеном — единой базой данных перенесенных номеров, вести которую правительство поручило ЦНИИС.
В свою очередь, такая целостная структура не сложилась и не могла сложиться из-за того, что нужная для ее формирования нормативная база в виде постановлений правительства, отраслевых документов Минкомсвязи была в более или менее законченном виде лишь ко второй половине ноября.
По состоянию на 29 ноября все крупнейшие операторы России, опрошенные Digit.ru — МТС, "Вымпелком" ("Билайн"), "мегафон" и "Ростелеком", — заявили, что их каналы связи с базой данных и взаимодействие по этим каналам находятся в стадии тестирования, результаты которого пока неизвестны.
Кроме того, попытки обслуживания в новой сети абонента, перешедшего в нее со своим номером, в такой ситуации могли бы привести к серьезным ограничениям в услугах связи для такого абонента. Например, без налаженной работы централизованной базы данных и ее связи со всеми основными операторами такой абонент смог бы получать входящие звонки только из той сети, в которую он перешел. Услуги роуминга также были бы ему недоступны.
"Где деньги, Зин?"
Более того, для абонента стала бы огромной проблемой оплата услуг связи после перехода в новую сеть. Ведь основной канал оплаты — электронные платежи — для него был бы закрыт, так как для того, чтобы найти, где сейчас обслуживается перешедший абонент, платежные системы должны бы тоже присоединиться к базе данных перенесенных номеров, а они пока этого не сделали.
В крупнейшей сети платежных терминалов Qiwi сообщили Digit.ru, что "платежный сервис QIWI сейчас находится на этапе подготовки к тестированию системы MNP. Наша основная задача совместно с ЦНИИС разработать удобные и безопасные механизмы оплаты услуг сотовой связи для наших клиентов. На данный момент система MNP находится в тестовом режиме и более детальная механика работы с платежными сервисами еще прорабатывается".
В пресс-службе "Евросети" сказали, что компания в системе MNP пока не участвует. Крупнейший интернет-сервис платежей "Яндекс.Деньги" также не готов к MNP. "На данный момент даже не все операторы предоставили (платежным — ред.) компаниям протоколы, по которым можно проводить тестирование. Основная проблема — это общее отсутствие понимания всеми участниками, как это вообще будет работать", — заявили в "Яндекс.Деньгах". Другой обладатель крупной системы электронных платежей — Сбербанк — от комментариев на эту тему вообще отказался.
Тем временем, по оценке экспертов, если бы с 1 декабря перешедший со своим номером в новую сеть абонент попытался заплатить за услуги через одну из не операторских платежных систем, то его деньги не просто не поступили бы на его счет в новой сети, они вообще попали бы неизвестно куда, так как старый оператор тоже их не получил бы. В результате, найти эти деньги было бы непросто.
Опубликованное 29 ноября постановление правительства создает условия для решения всех этих проблем, потому что предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность тщательно подготовиться к оказанию услуг переходящим абонентам.
Постановление позволяет оператору, к которому хочет перейти абонент, при приеме заявления от абонента о переходе начиная с 1 декабря устанавливать любую дату начала оказания услуг в новой сети, лишь бы она была не позднее 15 апреля 2014 года. Это снимает угрозу неизбежных проблем с получением услуг в новой сети, которая бы возникла при необходимости начинать их оказание в первых числах декабря при неготовности к взаимодействию звеньев системы MNP.
Таким образом, все операторы, так же, как и платежные системы, и ЦНИИС с базой данных перенесенных номеров, могут до апреля отлаживать собственные системы, тестировать взаимодействие друг с другом и третьими сторонами, уточнять нужные нормативные акты и заниматься другими вопросами, чтобы пришедший к новому оператору абонент не оказался отрезанным от той или иной сети услуг связи.
Для абонента теперь все выглядит на первый взгляд просто. Он с 1 декабря может обратиться к оператору связи, в сеть которого он хочет перейти со своим номером, и написать заявление о переходе. Оператор же заявление примет, и при этом определит, что он начнет предоставлять услуги новому абоненту, например, с 10 марта 2014 года. Если эта дата устраивает абонента, он подпишет договор, получит SIM-карту новой сети и будет ждать уведомления о том, в какой день и час он должен будет вставить ее в свой телефон для начала обслуживания в новой сети с прежним номером.
Согласно постановлению правительства, оператор должен уведомить об этой дате абонента не позднее трех дней до начала услуг, если это юридическое лицо — то не позднее семи дней до начала обслуживания.
Однако все же окончательной ясности с тем, когда же в стране появятся первые абоненты, обслуживающиеся со старым номером в новой сотовой сети, пока нет.
В МТС по этому поводу сказали: "МТС будет назначать возможную более близкую дату переноса номера для абонентов. Реальные сроки переноса будут зависеть от способности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера. С 1 декабря МТС начнет принимать заявления абонентов, МТС полностью готова принимать и отдавать номера абонентов в рамках MNP". В то же время, в компании по-прежнему обращают внимание, что корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка — от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов — как мобильных, так и фиксированных.
В "Мегафоне" говорят: "Мы будем принимать заявления (с 1 декабря — ред.). Но, как ответственная компания, мы заботимся о том, чтобы у наших клиентов работало 100% услуг. В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов, то есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора. Мы не называем конкретную дату переноса, поскольку будем оперативно следить за готовностью всех систем".
Другими словами, несмотря на отсрочку начала реализации MNP, у участников рынка нет понимания, когда может реально начаться переход абонентов к другому оператору с сохранением номера.