Вера Копылова
Здесь королевские повара с королевским обедом, королевский сундук, опять же манеры королевские и целых два королевских оркестра. В оркестре классические и средневековые инструменты, названия которых озадачит даже профессионалов: например, доппи-арфа, смычковая псалтирь, варган, бойран и пфайфер.
Музыканты не поднимаются на сцену, а занимают места возле нее с двух сторон. Так начинается удивительная история о том, как нищий мальчишка Том Кенти, сын известного вора с Вест-Энда, похожий на наследника английского престола Эдварда Тюдора, по воле случая оказался на его месте и чуть не был коронован.
Все события разворачивается на фоне старого Лондона, выстроенного на большой сцене "Театриума" художником Марией Рыбасовой. Лондон с его дворцами и трущобами — причем, одни, как в конструкторе Lego, трансформируются в другие. Блеск соседствует с нищетой, право с бесправием, а законы не для всех одинаковы. Кажется, трудно сегодня найти более адекватное нашему времени произведение, чем этот роман знаменитого американского писателя. И его Тереза Дурова предложила детям.
"Я хочу поговорить с детьми о справедливости, о том, что для каждого она своя, как у каждого своя правда, — говорит Тереза Дурова. — О том, что встречают по одежке, а провожают по… разному. Скажем, если на человеке дорогой костюм и у него роскошная машина, это не значит, что он умный и хороший. Ведь принц говорит нищему: "Мы не очень-то похожи с тобой. Но надень вот это и будет совершенно достаточно". И еще это разговор об ответственности: принц понял — если на улице будет совершаться несправедливость, то все чаще будет звучать его имя и его именем твориться беззаконие".
Напомним, что "Принц и нищий" вышел в свет в 1881 году. О популярности романа говорит тот факт, что он выдержал восемь экранизаций, и сам сюжет впоследствии часто использовали для мультфильмов и комиксов. В Советском Союзе не было театра, в афише которого гордо не значилось бы название — "Принц и нищий". Все постановки были идеологически выдержаны с четко расставленными классовыми акцентами. Главных героев — наследника английского престола и нищего мальчишку — как правило, играли актрисы амплуа травести.
В этом спектакле их играют юные актеры, подростки — Арсений Краковский и Денис Сухомлинов. Они еще летом прошли кастинг и теперь работают наравне с профессионалами, хотя нагрузка у ребят несравненно больше — два часа они практически не уходят со сцены.
…В синеватой дымке тонут очертания старого Лондона, "подкрашенные" первыми аккордами обоих оркестров — и атмосфера таинственности и непредсказуемости. "В Лондоне и не такое творится. В Лондоне всякое может случиться", — выводят два красивых голоса — один юношеский, другой совершенно мальчишеский. И тут же яростная энергия летит в зал: уличная возня в грязи, танец юных обитателей трущоб, нападение на королевскую охрану с сундуком… И вот бродяга Том Кенти попадает в королевские покои.
Высокая технологичность у Дуровой присутствует сполна. Благодаря ей спектакль работает как хороший швейцарский механизм с четким, выверенным ритмом. В постановке много юмора, эксцентрики. Зонги, которые исполняют два персонажа — актер Евгений Мишечкин и подросток Эмиль Рывкин— не только музыкально иллюстрируют события, но и комментируют суть явлений. А песня со словами "у богатых два желудка, где для сердца места нет" вызывает восторженные крики и аплодисменты в зале. Тексты песен авторства Андрея Усачева, дивной красоты музыка — английская средневековая в аранжировках Максима Гуткина.
На этом спектакле много открытий. Режиссер Тереза Дурова с большой фантазией, без скуки и морализаторства умеет говорить о важных и серьезных вещах. Юные исполнители главных ролей оказались самородками, а вокалиста Эмиля Рывкина уже окрестили русским Робертино Лоретти.