НОВОСИБИРСК, 28 ноя — РИА Новости. Утверждение, что на новосибирской барахолке товары дешевле и только здесь малообеспеченные горожане могут купить все, что им нужно, — один из аргументов противников ее закрытия. Корреспонденты РИА Новости решили проверить этот постулат, сравнив цены на одежду на "Гусинке" с ценами в торговых центрах и сетях магазинов эконом-класса.
Когда-то барахолка в Новосибирске, существующая с 70-х годов, бесспорно, была самым популярным местом "шоппинга" горожан и гостей города. Сегодня, по данным городских властей, обеспеченность Новосибирска торговыми площадями в 2,6 раза превышает норматив (1,7 тысячи квадратных метров на тысячу жителей), и приток розничных покупателей на рынок существенно ослаб. Однако официальных цифр на этот счет нет.
Мотаются напрямую
"Бабульки, а они куда пойдут?! Ко мне за обувью, к примеру, бабушка одна постоянно приходит. Я ей подешевле хорошую пару всегда отдам. Бывает, что и за 300 рублей. Просто потому, что она человек хороший и помочь ей некому. А в магазинах что она за такую сумму купит? Обувь для покойников?" — говорит владелица точки с обувью Надежда.
Как поясняет директор одного из торговых предприятий рынка Станислав Петров, ценники на барахолке всегда были и остаются сейчас ниже за счет того, что многие продавцы сами напрямую ездят за товаром.
"Мотаются в другие страны: Китай, Турция, кто-то везет товар из Москвы, и непосредственно продают его у нас. Другие рынки покупают его у нас и продают дороже на 1-2 тысячи (рублей). Когда говорят, что закроют барахолку, надо понимать, что закроется не просто барахолка, но и эти рынки", — говорит Петров.
Некоторые торгующие здесь также отмечают, что они годами закупаются в одних местах и таким образом наработали там ценовые преференции. При этом на барахолке они сами себе хозяева — кому-то могут сделать скидку, а какой-то товар, причем не самого худшего качества, весь распродать по бросовым ценам, если нужно ехать за новым.
Бросовые были цены в день визита корреспондентов РИА Новости на барахолку или нет, в любом случае мы постарались найти ценовой минимум — как здесь, так и в других торговых точках города.
Китай — в одной цене
На "дешевых" рядах барахолки средняя минимальная цена на футболку 150 рублей, на спортивный костюм — 1,5 тысячи, джемпер — за 600 рублей, пуховик — за 1,5 тысячи рублей, ботинки (из искусственной кожи и искусственного меха) — за 1 тысячу рублей. Джинсы с флисом можно найти за 400 рублей, перчатки на искусственном меху — за 150 рублей, шапку — за 200 рублей.
В то же время в одном из магазинов сети "По карману" футболка оказалась дешевле — 130 рублей, также дешевле шапка — 150 рублей, и ботинки — 870 рублей. А спортивный костюм стоит аж 830 рублей. И это примерно того же качества, того же китайского производства.
Джемпер и утепленные джинсы подороже — 800 и 720 рублей соответственно, пуховик аналогично барахолке — 1,48 тысячи рублей, перчатки — 270 рублей. Примерно такой же порядок цен в торговой сети "Лимон" и еще нескольких, торгующих одеждой эконом-класса.
Футболку в "Александровском" можно найти за 400 рублей, спортивный костюм — за 2 тысячи, джемпер — 1,6 тысячи рублей, пуховик — за 3 тысячи. Средний минимум на ботинки — 2,5 тысячи рублей, на джинсы с флисом — 1,5 тысячи рублей, перчатки на меху — 800 рублей, шапка — 600 рублей. Чуть подешевле эти же товары можно найти на "Центральном" рынке.
Цены брендовых магазинов, как и предполагалось, значительно отличаются от приведенных выше. Так, пуховик похожей модели в торговых точках ЦУМа стоит от 8 до 37 тысяч рублей, а джинсы на флисе — 5 тысяч. Но даже здесь можно найти недорогой товар, например, на распродажах. Корреспонденту РИА Новости удалось обнаружить шерстяную вязаную шапку по цене 99 рублей.
Результат несложного мониторинга говорит о том, что у барахолки есть реальные конкуренты. Обозначенный выше набор одежды в ТЦ "Александровский" обойдется в 12,4 тысячи рублей, в магазине "По карману" — в 5,25 тысячи, на "Гусинке" его можно купить за 5,5 тысячи рублей.
Паритетные цены определяются схожими условиями бизнеса, в первую очередь одной основной страной-поставщиком — Китаем, который снабжает магазины и рынки дешевыми товарами.
На кого работаем?
Прямые поставки — не преимущество барахолки, магазины и торговцы городских рынков вроде "Центрального" уже давно наладили прямые поставки и избавились от посредников, считает доктор экономических наук, профессор Университета экономики и управления Александр Басс.
"Исторически сложилось, что в основе товарооборота барахолки — челноки. При этом закуп торговыми сетями больших партий товаров позволяет существенно снижать розничные цены", — комментирует Басс.
Станислав Петров утверждает, что розница составляет не меньше, чем половину товарооборота Гусинобродского рынка, а в субботу и воскресенье вообще "барахолка работает на город".
Эксперты, считают, что спорить тут не о чем — сам распорядок работы "Гусинки" наглядно демонстрирует ее интересы. Торговля начинается ночью, когда закупаются оптовики, а заканчивается к обеду, в том числе и в выходные дни. Городские магазины работают, наоборот, в удобное для покупателей время, как минимум, до 20.00.
Также экономисты отмечают то обстоятельство, что дискаунтеры (такие как сети "Лимон", "По карману") стараются открывать магазины в удобных для горожан местах, а до Гусинобродского рынка еще надо доехать, потратив время и дополнительные деньги. Поэтому резонность траты половины дня и сотни рублей на проезд, чтобы столько же сэкономить на покупках, сомнительна.
В то же время предприниматели противопоставляют аргумент — ассортимент магазинов эконом-класса не сравнить с количеством товара на "Гусинке". Здесь он представлен практически в любых ценовых категориях и пока еще можно за один визит купить все — от носков до норковой шубы.