НОВОСИБИРСК, 14 ноя — РИА Новости. Процесс ликвидации некогда крупнейшего в Западной Сибири Гусинобродского рынка в Новосибирске вступил в завершающую фазу, однако закрытие "сибирского Черкизона" сталкивается с мощным противодействием. Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что ситуация может превратиться в местное Бирюлево, так как на кону большие деньги, в том числе и криминального происхождения.
В мае текущего года губернатор Василий Юрченко окончательно дал понять, что в 2014 году барахолки с торговлей из контейнеров в Новосибирске не будет. Он публично заявил, что на рынке "колоссальные деньги вращаются, теневые, которые идут в преступные группировки", и пообещал поставить точку в этом вопросе.
В четверг губернатор сообщил, что уже проинформировал главу администрации президента и полпреда в Сибирском федеральном округе о развернутой против закрытия барахолки кампании.
"Предпринимателям будут созданы условия для цивилизованного ведения бизнеса. И все, кто будет противиться этому, мешать, я думаю, что потерпят фиаско", — добавил он.
Мелкий опт может уйти "в тень"
"Ликвидация уличной торговли — идея правильная, безусловно, но саму торговлю надо было перенести в новое помещение, а не закрыть", — сказал РИА Новости новосибирский политолог Алексей Мазур.
Кандидат экономических наук, доцент экономического факультета НГУ Ольга Валиева поддерживает само решение о ликвидации барахолки, но при этом считает, что городские власти должны были подумать о создании взамен крупного современного бизнес-центра, который бы вместил бывших торговцев барахолки.
Вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Воронов согласен с Валиевой, он считает, что, закрывая барахолку, власти города пока не продумали вопрос обеспечения товарами мелкооптовых покупателей, которые затем везут вещи в деревни и села.
"Если легальный товаропроводящий канал отсутствует, значит, он будет нелегальный, в других формах, еще более диких, чем барахолка", — считает эксперт.
Предотвратить "сибирское Бирюлево"
Эксперты не исключают обострения сопротивления торговцев закрытию криминального рынка.
"На последней фазе ликвидации барахолки власть столкнется с сопротивлением. Понятно, что предприниматели предпримут все меры, чтобы как-то активизировать эту деятельность. Конфронтация будет расти", — отметила Валиева.
"Губернатор, закрывая рынок, пытается предотвратить события, аналогичные московскому Бирюлево <…> Всегда найдутся люди, которые готовы инвестировать в строительство нового цивилизованного рынка. Подъездные пути сделать, паркинги, может быть, таможню, сделать все, чтобы это место приносило столько же дохода или даже больше", — сказала Валиева.
Эксперт отметил, что по всем внешним признакам работники барахолки смирились с ее ликвидацией и ищут другие места для торговли. Мазур считает, что инспирированный протест вряд ли возможен, хотя есть вероятность, что ситуация станет неординарной.
"Во-первых, невыгодно владельцам тех предприятий, рынков, из которых состоит Гусинобродский. Во-вторых, в деле Солодкиных (экс-чиновники отец и сын) фигурировали эпизоды, когда авторитетные в криминальных кругах города люди делили доли в этой барахолке. Она была "расписана" между ними, и сейчас там это не продолжается", — сказал он.
Бывший вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин, его отец — бывший советник губернатора области по спорту Александр Солодкин-старший обвиняются в участии в крупнейшем в регионе преступном сообществе и других преступлениях.
По словам Мазура, возможные влиятельные владельцы общественности неизвестны, однако можно подозревать, что есть "достаточно серьезные люди, заинтересованные в ее функционировании". "Есть легальные — те, кому официально принадлежат эти рынки, и есть <…> скрытая часть айсберга", — сказал Мазур.
Он предполагает, что кроме двух официальных причин закрытия барахолки — запрета торговли на улицах и строительства метро — могут быть и другие, в частности, связанные с нелегальной миграцией. "Не секрет, что там работает много трудовых мигрантов и иммигрантов из стран ближнего зарубежья, и такой анклав торговли и компактного проживания этих людей может привести к каким-то конфликтам. Как показали события в Москве, в Бирюлево, конечно, может. Риск оценить сложно — у нас не было таких существенных эксцессов, но все когда-нибудь случается в первый раз", — сказал эксперт.
Жалобы полпреду
Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский отметил, что в последнее время ему поступают обращения от предпринимателей Гусинобродского рынка по поводу ситуации с его закрытием.
Толоконский отметил, что следовало бы организовать реорганизацию рынка раньше. Полпред считает, что мэрия Новосибирска должна найти конструктивные решения, чтобы соответствовать закону, и понимать важность поддержки предпринимателей и защиты интересов своих горожан.
"Думаю, что сейчас идет обсуждение. Я специально поручил нашим специалистам участвовать в этом процессе. Надеюсь, что будет найдено конструктивное решение", — добавил он.
Торговцы переезжают
Мэрия Новосибирска в течение всего года предлагает операторам Гусинобродского вещевого рынка перебраться в другие торговые центры города.
Заммэра города Владимир Знатков заявлял журналистам о том, что операторы барахолки регулярно получают уведомления о необходимости покинуть арендуемые площади до 1 января. Вице-мэр отметил, что торговцы в основном относятся к этому с пониманием, и выразил надежду, что "силового решения вопроса не потребуется".
"Считаем, что прекращение функционирования ярмарок и уход от контейнерной торговли является еще одним шагом на пути к развитию цивилизованной торговли. Обеспеченность населения города Новосибирска площадями торговых объектов на сегодняшний день в 2,6 раза превышает норматив, принятый для города Новосибирска, и составляет 1,7 тысячи квадратных метров на 1 тысячу жителей", — сообщил РИА Новости представитель мэрии.
По данным городских чиновников, количество предлагаемых альтернативных мест для продолжения бизнеса на сегодняшний день в Новосибирске превышает потребности арендаторов ярмарок Гусинобродского направления.
История "Гусинки"
Гусинобродкая барахолка начала работать в Новосибирске с 70-х годов прошлого века, однако расцвет для нее пришелся на начало 90-х, когда перестройка окончательно опустошила полки магазинов, а волна сокращений оставила без работы тысячи людей.
За прилавки встали бывшие инженеры, врачи, проектировщики, учителя. Работой "Гусинка" обеспечила и всех тех, кто был связан с оптовой торговлей в соседних регионах.
По оценке доктора экономических наук, профессора Новосибирского госуниверситета экономики и управления Александра Басса, доля Гусинобродского рынка в период постперестроечного кризиса обеспечивала большую часть торгового оборота региона — порядка 70%.
Генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Юрий Бернадский считает, что рынок помог "не заглохнуть экономической жизни", решил на какое-то время социальную проблему. С другой стороны, отметил он, барахолка создала массу проблем: теневые капиталы, превращение города в перевалочную базу. Прилегающий микрорайон МЖК стал "зоной неблагополучного проживания".