После того, как в 2006 году общей формой выпускных экзаменов для российских девятиклассников и одиннадцатиклассников стали единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация (ГИА), споры о том, нужны ли они детям, объективную ли оценку они дают их знаниям или наоборот делают их неспособными мыслить критически, не утихают. Директор ГБОУ лицея № 1535 Татьяна Воробьева считает, что главная цель ЕГЭ — чтобы дети были успешными и конкурентоспособными.
"Я не считаю, что ЕГЭ делает детей неспособными мыслить творчески, ведь ЕГЭ — это лишь форма контроля знаний и умений, единая для всего государства, напрямую связанная с существующей образовательной программой. При этом никто ведь не исключил из ЕГЭ таких вещей, как эссе или сочинение, а это ведь тоже форма контроля. Старая форма выпускных экзаменов тоже не была идеальной и имела множество недостатков.
Просто не надо пытаться все сводить к одному ЕГЭ и тестовому формату. На мой взгляд, наша цель — не подготовить ребенка к ЕГЭ, натаскать его (хотя это тоже необходимо), а сделать так, чтобы дети были успешными и конкурентоспособными. Всем известно, что более успешными становятся не те ученики, кого натаскали на успешную сдачу ЕГЭ и решение типичных задач, а те кто овладел предметом. Но при этом не стоит допускать и такой ситуации, чтобы ЕГЭ был для школьника новостью. Нужно, чтобы он успешно мог его пройти.
Во взрослой жизни для успеха нужны глубокие знания, которые могут и не проверяться посредством ЕГЭ. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить ЕГЭ во главу угла. Ведь форма может измениться — один год она будет в одной форме, а на следующий год она может быть совершенно иной. Тот, у кого есть глубокие знания в предметной области, у кого есть хороший багаж знаний, тому не страшны эти изменения.
Наши дети, ученики школы № 1535 успешно сдавали выпускные экзамены и до и после введения ГИА и ЕГЭ. Они успешно проходят эти формы контроля, они поступают в известные вузы, и более того, их оттуда не отчисляют. И я думаю, это происходит как раз потому, что мы всегда ставили и будем ставить перед собой задачу дать нашим детям непосредственно знания.
И вообще мне кажется, что, как правило, учитель любит свой предмет и старается привить эту любовь детям. Но тут тоже важно, чтобы такая любовь была в разумных пределах, не должно быть крайности. Никому не нужно, чтобы школьник из-за любви к одному предмету, скажем, к астрономии или географии, игнорировал существующую систему контроля в виде ЕГЭ и ГИА.
Я считаю, что в рабочей образовательной программе должны быть разнообразные формы обучения: это урочная и внеурочная деятельность, музейно-экскурсионная работа, создание научно-исследовательских проектов, проведение конкурсов, турниров, походы в экспедиции и музеи-заповедники, не говоря уже о московских музеях, что просто необходимо. Это также и участие школьников в олимпиадах. Со своей стороны скажу, что в нашем лицее число участников олимпиад различного уровня неуклонно растет. Мы активно сотрудничаем в этой области с МГУ, ВШЭ и другими московскими вузами.
Резюмируя, хочу отметить, что, на мой взгляд, необходим баланс между подготовкой к ЕГЭ и образовательной программой, при этом баланс разумный.
И все-таки на первом месте должно быть предметное содержание и лишь на втором — форма контроля. Не важно какая".