Аркадий Дубнов, специальный корреспондент "Московских новостей", для РИА Новости.
Президент Афганистана оказался невероятно строптивым лидером. Он отказался подписывать стратегическое соглашение с США после того, как за это высказалось большинство из 2500 делегатов Лойи Джирги, специально созванного всеафганского собрания народных представителей. Он отказался это сделать даже после того, как ошеломленный этим отказом президент США Барак Обама срочно направил к нему в Кабул своего советника по национальной безопасности Сьюзан Райс.
Тем не менее, случившееся обещает весьма рискованную интригу в ходе вывода натовских и американских войск из Афганистана в 2014 году.
Блефуют ли американцы
Хамид Карзай, как, вероятно, и Виктор Янукович, непрестанно думают о своем месте в истории. Для них это в первую очередь связано с результатами будущих президентских выборов. Что касается Карзая, то тут трудно спорить с руководителем Центра исследований современного Афганистана (ЦИСА) Омаром Нессаром, утверждающим, что последние два года афганского президента заботит только это.
Но если Януковичу выборы предстоят весной 2015 года и только нечто невероятное должно заставить его отказаться идти на второй срок (не исключено, что именно ради этого он в последний момент передумал подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом), то Карзай повел себя, пожалуй, гораздо круче.
Посудите сами: украинскому президенту было из чего выбирать.
Либо курс на евроинтеграцию, долгий и нудный процесс приспосабливания к европейским правовым нормам и техническим стандартам, не обещавший ни лавров победителя, ни тучных лет изобилия уже "послезавтра", да еще и не суливший гарантированной финансовой помощи со стороны умеющей считать деньги своих налогоплательщиков Европы. Либо вероятное уже в ближайшее время оказание Москвой помощи Киеву, что поможет ему залатать дыры в бюджете. И хорошие шансы на победу в президентской гонке.
Хамиду же Карзаю предстоял совсем другой выбор.
Или отказывается подписывать это соглашение, игнорируя волю Лойи Джирги, но требуя от Вашингтона выполнения различных условий и рискуя остаться одновременно не только без финансовой помощи, но и без защиты американской военной машины, – один на один с талибами.
При этом президентом на новый срок Карзаю все равно не быть, он уже исчерпал все свои сроки.
Карзай, конечно же, рискует. Он идет ва-банк. Смотрите: Сьюзан Райс предупредила его в понедельник, что, если он в ближайшее время не подпишет соглашение о безопасности, после 2014 года США выведут из этой страны все свои войска.
Советник Обамы, разумеется, блефует. А как же девять американских военных баз, уже готовых к новому будущему, после 2014 года, формату дислокации военных?
И Карзай знает, что Райс блефует. И Райс понимает, что Карзай знает, что она блефует.
Потому что Карзай обнаружил слабое место американцев: они не могут себе позволить уйти из Афганистана; слишком многое поставлено на карту. Карзай увидел, как отступают американцы, ожидая его согласия: сначала они ультимативно требовали подписания соглашения до конца октября, потом – до конца ноября, теперь уже – до конца года.
И афганский президент дожимает их, выторговывая все новые условия, выполнение которых сделает его все более сильным и авторитетным лидером. Даже если он перестанет быть президентом…
Карзай требует, чтобы впредь при проведении операций американские военные прекратили бы врываться в дома афганцев, чтобы президент Обама письменно извинился за гибель мирных афганских жителей при проведении прошлых операций. Обама же пока отказывается сделать это.
Карзай требует от США серьезного содействия в возобновлении зашедших в тупик переговоров с Талибаном, требует освободить афганцев, находящихся в плену в американской тюрьме Гуантанамо, а также "сдержать обещание и обеспечить проведение свободных и прозрачных выборов, назначенных на 5 апреля".
Последнее требование стоит того, чтобы сказать о нем отдельно. Скорее всего, под такой политкорректной формулировкой прячется недвусмысленное требование не мешать ставленникам самого Карзая участвовать в президентских выборах.
Дело тут вот в чем: хорошо известно, что о влиятельном клане Карзая на Западе – да и не только там – говорят как о коррупционной структуре, имеющей связи с наркомафией. Считается, что одним из самых известных афганских наркобаронов был убитый два года назад в Кандагаре младший брат президента Ахмед Вали Карзай.
Сегодня Хамид Карзай окончательно еще не решил, кого из своего ближайшего окружения он объявит своим преемником. Будет ли это нынешний министр иностранных дел Залмай Расул, которого в качестве возможного кандидата в президенты он представил коллегам на последнем саммите ШОС в сентябре этого года в Бишкеке, или его младший брат Каюм, – пока неизвестно. В любом случае, этот выбор будет зависеть от того, как к кандидатуре отнесутся в Вашингтоне.
И правы те, кто считает, что Хамид Карзай будет тянуть с подписанием соглашения как можно дольше, вплоть до проведения президентских выборов. Так, чтобы американцы в нем нуждались до последнего момента, будучи вынужденными не мешать ему обеспечить победу своего ставленника.
Великий политик – афганский президент! Он может обернуть себе на пользу даже принятое его администрацией решение восстановить согласно нормам шариата наказание публично побивать камнями за супружескую измену. И что ему Human Rights Watch, которая 25 ноября призвала власти Афганистана отказаться от этой идеи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции